Пошаговый план приобретения интернет-бизнеса
Многие мечтают начать бизнес, который не привязан к конкретному месту, чтобы иметь возможность зарабатывать, путешествуя по миру. Один из способов этого достичь - купить готовый интернет-бизнес с налаженными процессами, который уже приносит достаточную прибыль.
Какой именно бизнес лучше выбрать и где его искать? Как выбрать, проверить и оформить сделку? Разберем конкретные шаги.
1. Определите свои сильные стороны в бизнесе
Подумайте, в чем вы разбираетесь лучше других и какую нишу хорошо знаете. Это поможет не ошибиться при выборе интернет-бизнеса для покупки. Наличие профильного опыта и знаний позволит эффективнее развивать проект.
В любом случае ориентируйтесь на те сферы, которые вам интересны. Так вы избежите преждевременного профессионального выгорания и усталости от бизнеса, ведь в него предстоит вкладывать много сил и времени.
Полностью автономных бизнесов не существует, необходимо уделять проекту внимание: налаживать деловые контакты, совершенствовать код, вкладывать средства в рекламу. Успех любого бизнеса напрямую зависит от заинтересованности собственника в его развитии.
2. Выберете бизнес-модель
Бизнес-модель - это концепция ведения бизнеса, которая включает в себя стратегии и методы получения дохода. В зависимости от выбранной модели различаются способы монетизации проекта, его сильные и слабые стороны и стратегии развития.
В интернет-бизнесе популярны 6 основных моделей монетизации:
SaaS - это бизнес-модель, в рамках которой клиенты используют программный продукт в формате-веб сервиса по подписке. По такой модели работает, например, крупный почтовый сервис Gmail. Особенность SaaS заключается в наличии регулярной оплаты от пользователей - рекуррентных платежей. При этом затраты на привлечения клиента могут быть высоки и могут окупиться лишь спустя несколько платежей.
Сильной стороной SaaS является стабильный доход владельца от пользователей, лояльных к программному продукту. Основной недостаток этой бизнес-модели - необходимость постоянно работать над удержанием клиентов, поскольку доход от клиента растянут во времени - его привлечение окупается в течение долгого времени.
e-commerce (интернет-магазин) - бизнес-модель, которая основана на продаже товаров или услуг через Интернет. Возможны два варианта торговли: продажа с собственного склада или по системе дропшиппинг, когда товар хранится и доставляется со склада поставщика.
Преимущество этой бизнес-модели - ее простота для понимания и возможность торговли без географических ограничений. Основная трудность при старте ecommerce-бизнеса - необходимость серьезных вложений в маркетинг. Придется потратить существенную сумму для разработки бренда и повышения его узнаваемости среди целевой аудитории, чтобы ваш магазин не стал копией многих подобных.
Маркетплейс - это онлайн-площадка, которая объединяет рынки продавцов и покупателей товаров или услуг и позволяет заключать сделки через нее. Проще говоря, в маркетплейсе продаются товары, не принадлежащие владельцу сайта, а монетизация происходит за счет комиссии от сделки или в виде платы за размещение объявлений.
Сильная сторона бизнес-модели - отсутствие затрат на закупку, хранение и доставку товара, характерных для интернет-магазина, и широкие возможности для масштабирования бизнеса. Слабая сторона маркетплейса заключается в необходимости привлечения сразу двух типов клиентов: покупателей и продавцов, а также в необходимости поддерживать постоянный баланс между их интересами.
Информационные сайты - популярные информационно-контентные сайты на разные тематики, монетизирующие свой трафик за счет кликов по рекламным ссылкам с помощью партнерских программ Yandex РСЯ и Google Adsense.
Преимуществом этой бизнес-модели состоит в возможности получать пассивный доход после того, как сайт будет наполнен качественным SEO-оптимизированным контентом. Недостаток Yandex РСЯ и Google Adsense - необходим высокий трафик для того, чтобы получить серьезный заработок. Кроме того, существуют риски в виде изменения алгоритмов поисковых систем и попадания под фильтры Яндекс или Google. В результате этого возможно снижение трафика и, соответственно, дохода.
Мобильные приложения - это растущая ниша с несколькими вариантами монетизации: плата за скачивание, размещение рекламы и встроенные покупки в приложении. Сильная сторона бизнес-модели - возможность получения регулярной прибыли в случае, если продукт отвечает потребностям целевой аудитории. Главный недостаток мобильных приложений - высокая стоимость разработки, которая может достигать десятков и сотен тысяч долларов.
Информационный бизнес основывается на предоставлении ценной для клиентов информации, как правило, в виде обучающих курсов. Преимущество этой бизнес-модели - возможность неоднократного заработка на одном и том же продукте. Однако в сфере информационного бизнеса высокая конкуренция, а создание и упаковка продукта стоит достаточно дорого.
3. Найдите подходящий бизнес
Существует несколько специализированных площадок для самостоятельной покупки и продажи онлайн-бизнесов, например - онлайн-аукционы. Такие сервисы удобны для покупки недорогих проектов с понятной структурой и моделью монетизации, например, информационных сайтов, которые зарабатывают за счет размещения рекламы.
Однако онлайн-аукцион вряд ли подойдет для покупки дорогостоящих IT-проектов со сложными бизнес-процессами. Покупка интернет-бизнеса, в котором сайт - только один из активов, требует детальной предварительной проверки и максимальной конфиденциальности.
Для поиска интернет-бизнеса также подойдут доски объявлений. Там опубликовано большое количество вариантов готового бизнеса, начиная от интернет-магазинов и заканчивая SaaS-сервисами и мобильными приложениями.
При выборе бизнеса на онлайн-аукционах и досках объявлений не стоит забывать, что компании, которые там размещены, никак не проверяются, а опубликовать объявление может кто угодно. Поэтому до заключения сделки обязательно проведите проверку - самостоятельно или с помощью специалистов.
Найти готовый интернет-бизнес также можно в каталоге IT Бизнес Брокер - все бизнесы, которые там размещены, прошли предварительную проверку по нескольким параметрам, таким как источники трафика, наличие фильтров и банов поисковых систем. Мы сопоставляем финансовую отчетность со среднерыночными показателями и трафиком на сайте, проверяем личность продавца и его права на проект, а также изучаем отзывы клиентов. Это обширная проверка, которую проходят порядка 20 % от обратившихся к нам продавцов.
4. Проверьте интернет-бизнес
Завышение объема трафика - распространенная ситуация при продаже бизнеса. Поэтому в ходе проверки обязательно запросите доступ к показателям Google Analytics и Яндекс Метрики. Часто при анализе трафика выясняется, что основную его часть составляют платные ссылки, расходы на покупку которых не были отражены в финансовой отчетности продавца.
Изучите не только количественные показатели, но и качественные характеристики посещаемости сайта: равномерно ли распределен трафик по источникам, соответствует ли география и возраст пользователей целевой аудитории бизнеса.
Нередко при продаже владельцы бизнеса указывают размер доходов и расходов за короткий промежуток времени - последние несколько недель. Это должно насторожить, поскольку краткосрочный рост прибыли может быть связан с разными причинами, например, крупными затратами на маркетинг в предшествующем периоде.
Поэтому перед покупкой интернет-бизнеса попросите продавца предоставить финансовую отчетность за последние 6-12 месяцев работы. Анализ такого периода позволит составить объективное представление о доходах бизнеса и оценить влияние сезонности.
Кроме того, поинтересуйтесь у продавца, какими документами он может подтвердить размер прибыли и расходов интернет-бизнеса.
Мы рекомендуем нашим клиентам сперва заключить предварительный договор, в котором четко сформулированы проверочные условия (например, размер выручки и расходов за последние 12 месяцев). По этому договору покупатель передает задаток, после чего приступает к аудиту интернет-бизнеса. Если по результатам проверки заявленные условия не подтвердятся, задаток должен быть возвращен в полном объеме.
5. Проведите переговоры
В ходе переговоров с продавцом в первую очередь обсудите оценку интернет-бизнеса. Часто на начальных этапах продажи цена бывает завышена, потому что ожидания владельца не соответствуют рынку или он рассчитывает снизить стоимость при торге с реальным покупателем.
В первое время после покупки вам понадобится вникнуть в бизнес-процессы и специфику конкретного проекта. Поэтому поинтересуйтесь у продавца заранее, готов ли он провести обучение и в каком порядке: личные встречи, skype-консультации или ответы на вопросы по электронной почте.
Согласуйте порядок передачи активов и оплаты. Лучше всего разбить стоимость на несколько частей: задаток в момент заключения договора и оставшуюся сумму - после передачи всех активов. Это поможет вам обезопасить себя от мошенников. Для осуществления платежа удобно использовать escrow-сервисы - средства будут переданы нейтральной стороне и удержаны до момента исполнения обязательств по договору.
Обсудите возможность заключения с продавцом соглашения о неконкуренции. По его условиям продавец обязуется не открывать аналогичный бизнес и не конкурировать с вами в течение установленного промежутка времени.
6. Заключите сделку
В случае, если вы находитесь с контрагентом в разных городах, можно заключить договор купли-продажи бизнеса удаленно. Закон позволяет придать электронному документу силу равнозначную копии на бумажном носителе.
Для этого воспользуйтесь простой электронной подписью, подтверждающией, что сообщение было отправлено конкретным лицом. На практике достаточно перечислить электронные почтовые адреса сторон, с которых будут направлены подписанные копии договора.
Позаботьтесь о перезаключении договоров с сотрудниками и контрагентами компании.
Наконец, организуйте процесс передачи активов, входящих в состав интернет-бизнеса: права на исходный код сайта и доменные имена, аккаунты в онлайн-сервисах, группы в соцсетях и т.д.
Развивайте бизнес и получайте прибыль!
Купив готовый интернет-бизнес, не спешите сразу вносить изменения - для начала выясните в деталях, как он работает и как еще можно монетизировать проект.
Затем познакомьтесь с клиентами, проанализируйте целевую аудиторию бизнеса и сегментируйте ее - выясните, какой тип клиентов приносит основную прибыль, а с кем работать не выгодно.
Оцифруйте бизнес-процесс в компании - постройте работающую воронку продаж и определите ключевые метрики, которые влияют на ваш доход. Это поможет повысить эффективность ведения бизнеса.
Не бойтесь экспериментировать и проверять гипотезы. Темпы роста интернет-бизнеса зависят от скорости, с которой его основатель проводит бизнес-эксперименты и интерпретирует их результаты с точки зрения влияния на ключевые показатели.