Что такое exit strategy и зачем нужна стратегия выхода из интернет-бизнеса?

Ко всем публикациям
статьи продавцам
15 мая 2018 Алексей Комаров

Как повысить оценку интернет-бизнеса и выйти из него быстрее

Что такое exit strategy и зачем нужна стратегия выхода из интернет-бизнеса?

Причины выхода из бизнеса различны: необходимость вложить средства в другой проект, усталость от бизнеса, отсутствие необходимых для дальнейшего развития ресурсов или просто потребность в деньгах. В любом случае экзит стоит продумать заблаговременно - это позволит сэкономить время и получить более высокую оценку на рынке.

Что такое стратегия выхода?

Стратегия выхода (exit strategy) - это заранее разработанный план развития бизнеса с целью изъятия из него инвестиций в момент максимальной капитализации, который позволяет выйти из бизнеса на более выгодных условиях.

Почему нужна стратегия?

  • Продуманный план возврата средств, которые были вложены в бизнес, увеличивает шансы найти инвестора; 
  • В IT тренды меняются достаточно быстро, поэтому план действий на случай кризиса в определенной нише даст преимущество; 
  • Развитие бизнеса в соответствии с конкретной стратегией выхода позволит увеличить прибыль компании и повысить управляемость в моменте.

Стратеги выхода из интернет-бизнеса

1. Ликвидация

Ликвидация - это прекращение деятельности интернет-бизнеса, при котором права и обязанности компании не переходят к третьим лицам. 

При выборе этой стратегии имущество, которое принадлежит ликвидируемой компании, продается по остаточной стоимости. Причем в данном случае продаже подлежат только ликвидные активы: оборудование, товарный остаток интернет-магазина, материалы. 

Ликвидация - самый оперативный и простой способ выйти из бизнеса. Как правило, владельцы выбирают такую стратегию, если по каким-либо хотят выйти из бизнеса в максимально короткие сроки. 

Минус стратегии ликвидации - минимальный ROI, то есть коэффициент возврата инвестиций. Часто сумма средств, которые удалось вернуть, меньше, чем вложения в интернет-бизнес. 

Это связано с тем, что материальные активы амортизируются в процессе работы. При ликвидации бизнеса они, как правило, оцениваются значительно дешевле, чем стоили при приобретении. Так, например, в случае закрытия интернет-магазина товарный остаток чаще всего распродается ниже себестоимости. 

Кроме того, при ликвидации интеллектуальная собственность, созданная за время работы интернет-бизнеса, будет утрачена. Фирменный стиль компании, программный код сайта и размещенный на нем контент или база клиентов не имеют ценности в отрыве от самого интернет-бизнеса. 

Стратегия ликвидации может быть долгосрочной: иногда собственники интернет-бизнеса в течение длительного времени, вплоть до нескольких лет, постепенно выводят оборотные средства компании. Чаще всего это происходит за счет высоких дивидендов. Средства в развитие бизнеса при этом не инвестируется, в результате чего обороты компании падают и сокращается занимаемая доля на рынке. Поэтому такая стратегия со временем все равно приводит к закрытию компании. 

2. IPO

Initial Public Offering - это публичное размещение акций на бирже для приобретения неограниченным числом инвесторов. Стратегия IPO дает собственникам бизнеса возможность получить крупные средства, продав доли в компании по высокой оценке. 

Стоит учесть, что на законодательном уровне закреплены строгие требования к размеру капитала компаний, которые могут продавать акции на бирже. Поэтому процедура IPO подойдет только для крупных компаний с серьезным капиталом. Кроме того, публичное размещение акций может не состояться в случае, если бизнес переоценили на предшествующих раундах. 

Наконец, для IPO потребуется не только большое количество времени, но и серьезные денежные вложения. Причем большую часть денег понадобится заплатить уже при подготовке акций к размещению. 

3. Продажа IT-бизнеса

Приобрести интернет-бизнес может не только частный инвестор, но и бывший сотрудник или даже конкурирующая компания. В любом случае оценка бизнеса в случае продажи будет выше, чем стоимость входящих в него активов. 

Покупатели платят за базу лояльных клиентов, налаженные бизнес-процессы, узнаваемый бренд и опытных сотрудников, которые останутся в компании после продажи. Кроме того, в зависимости от структуры сделки купли-продажи покупателю передаются не только активы бизнеса, но и возникшие в процессе работы обязательства. Поэтому в случае продажи у прошлого собственника появляется возможность рассчитаться долгами. 

Возможна продажа доли в бизнесе - этот подойдет тем, кто готов развивать его совместно с партнерами. Однако при продаже доли стоит учитывать возможность потерять автономность, поскольку планирование бюджета компании и принятие стратегических решений придется согласовывать с партнером. 

Слабая сторона продажи бизнеса - возможность потерять часть сотрудников и контрагентов компании. Кроме того, есть вероятность, что новый собственник не справится с управлением и проект, в создание которого было вложено большое количество времени и средств прежнего владельца, будет закрыт. Нередко прекращение работы бизнеса бывает целью покупки - это актуально при продаже компании конкурентам. 

Наконец, продажа интернет-бизнеса требует времени - самостоятельный поиск инвестора, ведение переговоров и обсуждение условий может занять месяцы.