Информационный бизнес: преимущества и недостатки

Ко всем публикациям
статьи продавцам и покупателям
18 апреля 2018 Екатерина Архипова и Александр Скурихин

Что нужно знать продавцу и покупателю инфобизнеса

Информационный бизнес: преимущества и недостатки

Информационный бизнес (инфобизнес) — это бизнес-модель, основанная на предоставлении ценной для клиента информации, обычно в виде обучающих курсов в различных нишах: бизнес, маркетинг, личностный рост, питание, спорт и т.д. 

Многие начинающие предприниматели обращаются к информационным продуктам перед запуском своего интернет-бизнеса. Но вне зависимости от того, связана ли тематика инфобизнеса с методами заработка, созданием маркетинговой воронки продаж или духовным ростом, если инфопродукт пользуется спросом у клиентов, бизнес по этой модели может приносить крупную прибыль. 

Инфопродукты бывают представлены в виде подробных печатных или видео инструкций, описывающих методы и принципы работы, а также последовательность действий на пути к достижению цели. Популярен формат вебинаров — онлайн-семинаров с возможностью обсуждения вопросов в чате. 

Владелец инфобизнеса получает прибыль за счет продажи доступа к информационным продуктам — однократно или на основе ежемесячной подписки. При правильно организованном маркетинге доход носит регулярный характер. 

Известные инфобизнесы

  • Websarafan
  • Бизнес молодость

Преимущества инфобизнеса

Сильная сторона инфобизнеса — возможность неоднократного заработка на одном продукте. Изначально потребуется вложить крупные средства в изготовление информационного продукта и маркетинг. Но если отснятый и упакованный материал окажется востребованным, впоследствии его можно продавать множество раз. 

Еще одно преимущество инфобизнеса — отсутствие материального продукта, который необходимо хранить и доставлять клиентам. Это экономит время и средства предпринимателя. 

В инфобизнесе можно быстро заработать положительную репутацию, если вы предлагаете качественный и оригинальный материал. Многие клиенты, приобретающие инфопродукт, приходят "на имя" или по рекомендации знакомых. Это особенно актуально для инфобизнеса, занимающего узкую нишу - стать лидером рынка в этом случае будет проще. 

Кроме того, обучающие курсы могут стать одним из инструментов привлечения клиентов в другой бизнес. Например, курсы по маркетингу могут помочь сгенерировать лиды для маркетингового агентства. Качественный контент будет свидетельствовать о профессионализме создателя и повысит доверие к его бизнесу со стороны потенциальных клиентов.

Недостатки инфобизнеса

Основная сложность при ведении инфобизнеса — большое число конкурентов, что ведет к высокой стоимости привлечения клиентов. Необходимо грамотно построить воронку продаж и упаковать продукт, чтобы пользователи его приобрели. Например, предложить бесплатный вебинар, затем платный контент с невысокой стоимостью и, наконец, более дорогой курс. Это позволит вызвать интерес клиентов и стимулировать их на приобретение платных материалов. 

Если речь идет о крупном онлайн-проекте, обслуживание и техподдержка пользователей могут отнимать много времени у владельца инфобизнеса и его сотрудников. Однако взаимодействие с клиентами можно автоматизировать. Например, чтобы сократить время, которое вы тратите, отвечая на однотипные вопросы, сделайте на сайте раздел FAQ. Вынесите туда самые часто задаваемые вопросы и понятные ответы на них. Это поможет снизить количество обращений и разгрузить сотрудников поддержки. 

Добавьте форму обратной связи, через которую клиенты смогут оставлять заявки на приобретение инфопродукта или писать сообщения. Так вы сможете получить первичную информацию о клиенте и зафиксировать обращение в CRM-системе. Установите программное обеспечение, позволяющее получить доступ к информационному продукту в автоматическом режиме после оплаты. 

При запуске инфобизнеса есть риск ошибиться с выбором ниши, в результате чего инфопродукт не будет пользоваться спросом: выбранная тематика может оказаться не актуальной или слишком узкой. Есть и обратная проблема, например, многие готовы платить за обучающие курсы по заработку в интернете или проходить тренинги по похудению, но в этих сферах жесткая конкуренция. Чтобы ее выдержать, потребуется предложить клиентам новый подход и провести крупные маркетинговые компании. Важно помнить, что клиенты платят за экспертную оценку и уникальные, структурированные сведения, которые нельзя получить бесплатно в Google. 

Обучающие курсы и материалы понадобится регулярно обновлять и дополнять. Это особенно важно для некоторых сфер, например, SEO — устаревшая информация, которая не учитывает последние алгоритмы Google и Яндекс, никому не нужна. Кроме того, дополнение материалов и создание новых курсов позволит делать повторные продажи клиентам. Однако на регулярное поддержание актуальности информационных продуктов требуется время и денежные вложения. 

Что должен знать покупатель инфобизнеса

Перед покупкой инфобизнеса выясните, насколько сильно он связан с личностью владельца. Если это авторский курс, в котором основную ценность составляет личный бренд, то после ухода основателя велика вероятность потерять клиентов. 

Кроме того, внимательно изучите нишу, в которой работает инфобизнес. Убедитесь, что продажа интернет-бизнеса не связана с потерей интереса к тематике продукта. 

Найдите как можно больше отзывов клиентов. Для инфобизнеса они имеют особое значение, поскольку репутация компании и "сарафанное радио" напрямую влияют на количество продаж. 

Лучше всего, если ниша инфобизнеса вам близка. Это поможет вникнуть в тематику и в дальнейшем разрабатывать новые курсы самостоятельно или наняв специалиста. Так или иначе, не стоит приобретать бизнес, который посвящен сложному и не интересному для вас предмету. В этом случае быстрее наступит профессиональное выгорание и вряд ли получится развивать инфопродукт. 

Анализируя прибыль инфобизнеса акцентируйте внимание на периодах между запуском новых инфопродуктов, которые влекут всплеск продаж и резкий рост прибыли. Важно понимать, сколько приносит бизнес в обычное время. 

Что должен знать продавец инфобизнеса

Покупателей интересует инфобизнес, который не имеет тесной связи с фигурой основателя и может приносить доход после продажи. Поэтому если вы предлагаете инфопродукт от собственного имени, постарайтесь создать нейтральный бренд, который будет ассоциироваться с компанией в целом. Это поможет сделать бизнес более независимым от личности владельца. 

Продавцу стоит заранее подготовить финансовую отчетность, отражающую все доходы и расходы, и предоставить доступ к данным веб-аналитики, чтобы покупатель смог оценить трафик на сайте. 

Не у всех покупателей есть время и желание заниматься контентом самостоятельно. Составьте список требований к специалисту, который может создавать инфопродукт. Если в разработке материалов участвуют ваши сотрудники или фрилансеры, убедитесь, что они готовы продолжить работу с новым собственником. 

Для инфобизнеса важна репутация, поэтому положительные отзывы повысят шансы на продажу. Проведите акции, стимулирующие клиентов рассказать об их впечатлениях. 

Предложите покупателю необходимое обучение и поддержку в первые недели после продажи. Благодаря этому новый собственник сможет быстрее разобраться в бизнес-процессах. 

Кому подойдет инфобизнес

Чтобы прибыль инфобизнеса росла, нужно постоянно следить за рынком и предлагать уникальные программы раньше, чем их создадут конкуренты. Поэтому инфобизнес подойдет предпринимателям, которые готовы участвовать в разработке новых инфопродуктов. 

Кроме того, инфобизнес может стать частью e-commerce бизнеса, работающего в той же или смежной нише. Это даст возможность взаимного продвижения проектов, позволит расширить клиентскую базу и повысить продажи интернет-магазина. 

Стратегии развития инфобизнеса

Расширьте маркетинговые каналы. В отношении инфобизнеса эффективно работают социальные сети. Попробуйте запустить таргетированную рекламу в Вконтакте или Facebook. Зведите канал в Instagram и выкладывайте посты с полезной информацией по тематике инфопродукта, а также анонсы акций. Используйте email-рассылки для уведомления клиентов о появлении новых курсов или скидках. 

Повысить продажи поможет проведение бесплатных вебинаров, на которых пользователи получают часть информации. Это позволит заинтересовать целевую аудиторию и станет стимулом для приобретения доступа к полному курсу. 

Разрабатывайте дополнительные инфопродукты и запускайте новые направления. Например, к курсам акварельной живописи можно добавить уроки скетчинга и графики, а в фитнес-школе предложить обучение диетологии.

Что нужно запомнить

Эффективность работы инфобизнеса можно оценить по количеству проданных подписок на обучающие курсы. Это поможет понять, какой инфопродукт пользуется наибольшим спросом, а также корректировать стоимость. 

Кроме того, рассчитайте LTV (Life Time Value) — показатель который, отражает совокупную прибыль от одного клиента. С помощью LTV можно оценить коэффициент возврата инвестиций с учетом затрат на привлечение клиента. 

Уровень вовлеченности владельца в управление инфобизнесом средний. Для того, чтобы проект развивался, необходимо периодически создавать новые материалы или запускать дополнительные направления. Однако разработанные ранее инфопродукты могут приносить прибыль на протяжении длительного времени практически без участия собственника. 

При покупке инфобизнеса следует учитывать степень связи с личностью владельца. Если это авторский курс с сильным личным брендом, то после ухода основателя велика вероятность потерять клиентов.