Как рассчитать точку безубыточности, чистую прибыль и оборот в интернет-бизнесе

Ко всем публикациям
статьи продавцам и покупателям
01 мая 2018 Алексей Комаров

Как правильно определить и рассчитать финансовые показатели интернет-бизнеса

Как рассчитать точку безубыточности, чистую прибыль и оборот в интернет-бизнесе

Покупатели бизнеса хотят знать, сколько денег в действительности приносит продающийся интернет-бизнес. Поэтому наличие прозрачной финансовой отчетности кратно повышает шансы заключить сделку. 

Оборот, доход, расходы и чистая прибыль - это ключевые метрики любого бизнеса. Но продавцы и покупатели не всегда одинаково понимают значение этих терминов. Давайте разберемся, как правильно определять и рассчитывать финансовые показатели, чтобы избежать ошибок при подготовке к сделке

Оборот, доход и чистая прибыль

Оборот (выручка) - это валовый доход интернет-бизнеса, то есть сумма денежных средств, которые получила компания в результате продажи продукта или оказания услуг. 

Для расчета оборота необходимо суммировать денежные поступления бизнеса за конкретный промежуток времени. 

В комиссионных (агентских) моделях интернет-бизнеса оборотом считается комиссионный доход. Например, сервис по продаже авиабилетов фактически располагает не всей суммой денежных средств, которые поступают на его счета, а лишь частью - комиссией в размере определенного процента от оборота. 

Как правило, при продаже интернет-бизнеса в управленческой таблице отражают оборот компании помесячно за последний год. Если бизнес существует меньше года, стоит указать объем выручки за все время работы. 

Расходы интернет-бизнеса делят на прямые (переменные) и косвенные (постоянные или так называемый burnout). Прямые расходы включают в себя затраты на изготовление продукта или оказание услуги: у интернет-магазина это закупка товара и оплата труда курьеров. Прямые затраты тем больше, чем больше оборот бизнеса. 

Косвенные расходы - все иные затраты, которые не связаны с оборотом напрямую, например, аренда офиса, хостинг, маркетинг, зарплата программистов. Обычно эти расходы примерно одинаковы месяц к месяцу.

Структура расходов отличается в зависимости от бизнес-модели и ниши. Так, для интернет-магазина основную часть затрат составляет закупка товара, в то время как для высоконагруженного маркетплейса или РСЯ/AdSense сайта нужен высокопроизводительный и дорогой хостинг. 

Доход рассчитывается в зависимости от бизнес-модели и представляет собой разницу между оборотом и прямыми затратами. Так, для интернет-магазина доход - это оборот за вычетом себестоимости товара и расходов на логистику. В случае с небольшими онлайн-сервисами размер дохода, как правило, равен обороту, так как прямые затраты обычно отсутствуют. 

При расчете чистой прибыли необходимо вычесть из дохода все косвенные затраты, кроме дивидендов владельца. 

EBITDA (earning before interest taxes depreciation amortization) - прибыль бизнеса до налогообложения без учета процентов по кредитам и амортизации. Как правило, именно EBITDA используется для расчета цены бизнеса, участвуя в оценочной формуле вместе с мультипликатором. Это связано с тем, что амортизация и кредиты редко используются в небольших интернет-бизнесах, а применяемые налоговые системы могут отличатся у разных видов бизнесов и в регионах страны.

Как рассчитать точку безубыточности интернет-бизнеса 

Точка безубыточности - это точка, в которой доход равен постоянным затратам (burnout), то есть выручка компании полностью покрывает затраты на ведение бизнеса. Каждая последующая продажа после достижения точки безубыточности приносит чистую прибыль. 

Рассчитать точку безубыточности интернет-бизнеса можно по формуле: 

Чтобы выяснить маржинальность бизнеса, нужно из выручки вычесть переменные расходы и разделить полученное число на размер выручки, умноженной на 100 %. 

Например, при маржинальности интернет-магазина 50 % и постоянных расходах 85 000 рублей в месяц, получим точку безубыточности 170 000 рублей. Таким образом, интернет-бизнес из нашего примера должен приносить не менее 170 тысяч ежемесячно для того, чтобы не работать в убыток. 

Этот показатель поможет правильно установить цены на товары или услуги, определить максимальные значения скидок и оценить эффективность работы интернет-бизнеса в целом. 

Как составить управленческую отчетность

Чтобы наглядно отразить ежемесячные поступления и расходы интернет-бизнеса, воспользуйтесь управленческой таблицей. Для этого удобно использовать шаблон в Google Таблицах, который мы специально разработали для продавцов интернет-бизнеса.

Указывайте финансовые показатели по месяцам - это позволит проследить динамику доходов и расходов и выявить влияние сезонности. 

Внесите в таблицу количество заказов (оплат, полученных от клиентов) в месяц. Затем укажите оборот, то есть сумму продаж, а также доход за каждый месяц. 

При заполнении графы с расходами постарайтесь указать не только общую сумму, но и структуру затрат: реклама, оплата труда сотрудников и фрилансеров, онлайн-сервисов, которые используются в работе бизнеса, а также аренду офиса. Сумма расходов в колонке "прочие" не должна превышать 10 % - если вы понимаете, что в таблице не хватает статей расходов, лучше добавить новые колонки. Покупатели хотят видеть конкретные статьи затрат бизнеса. 

Не стоит преуменьшать фактические расходы - это подорвет доверие покупателя. Например, вложения в рекламу в любом случае должны коррелироваться с показателями Яндекс.Метрики или Google Analytics. 

Наконец, в последней графе получим размер чистой прибыли интернет-бизнеса до налогообложения (EBITDA). Этот показатель даст объективное представление об эффективности работы бизнеса, поскольку налоговый режим может отличаться.