Как продать интернет-бизнес удаленно?

Ко всем публикациям
статьи продавцам
01 декабря 2017 Алексей Комаров

Как заключить договор и передать активы бизнеса онлайн?

Как продать интернет-бизнес удаленно?

Интернет-бизнес, как правило, не привязан к конкретной локации, поэтому продавец и покупатель зачастую находятся в разных городах и даже странах. Каждый раз встречаться лично в этом случае нецелесообразно. Поэтому владельцы онлайн-проектов сталкиваются с необходимостью организовать сделку таким образом, чтобы свести количество личных встреч с покупателем к минимуму.

Продажа бизнеса с IT Бизнес Брокер делится на несколько этапов: после достижения основных договоренностей стороны подписывают предварительный договор, затем покупатель вносит задаток и приступает к проверке, в случае успешного завершения которой заключается основной договор и начинается передача прав на активы. Все эти стадии можно провести онлайн, что позволит сэкономить время и средства продавца и покупателя. 

Разберемся, как продать интернет-бизнес удаленно, снизив временные и финансовые издержки.

Переговоры 

Переговоры при продаже интернет-бизнеса начинаются с решения ключевых вопросов. На этом этапе покупателя, прежде всего, интересуют: используемая бизнес-модель, способ монетизации, средняя прибыль и расходы компании, необходимость крупных инвестиций в развитие проекта, цена. Обсуждение деталей сделки происходит позже - на завершающих этапах. 

И в том, и в другом случае для проведения переговоров нет необходимости встречаться лично - организовать их можно с помощью конференц-связи в Skype. Функционал этой популярной программы позволяет осуществлять групповые видеозвонки, что особенно актуально, когда в переговорах участвуют деловые партнеры, юристы и консультанты сторон. 

Когда общие договоренности достигнуты, для обмена информацией и документами удобно использовать чаты в мессенджерах, например, Telegram, - это конфиденциальный и более оперативный способ связи, чем Skype. Кроме того, в Telegram предусмотрена возможность отправлять файлы разных форматов. 

Заключение договора

Для удаленного заключения договора можно использовать простую электронную подпись - комбинацию логина и пароля, которые подтверждают, что сообщение отправлено конкретным лицом. 

Закон позволяет установить соглашением сторон условия, при которых электронные документы, подписанные простой электронной подписью, будут равнозначны бумажному носителю. Поэтому в договор купли-продажи бизнеса целесообразно включить пункты с правилами определения лица, подписывающего электронный документ, и гарантиями того, что у третьих лиц отсутствует к нему доступ. 

На практике непосредственно в формулировках договора стоит указать на способ его заключения посредством обмена сторонами подписанными сканированными копиями. При этом потребуется перечислить почтовые адреса, с которых будут направлены письма. Кроме того, стоит внести пункт, согласно которому копии, направленные с этих адресов, считаются подписанными простой электронной подписью и приравниваются по юридической силе к документам на бумажных носителях. 

В случае, если стороны хотят получить дополнительные гарантии подлинности документа, для удаленного заключения договора можно воспользоваться квалифицированной электронной подписью - аналогом собственноручной подписи, который приравнивает по юридической силе электронный документ и оригинал на бумажном носителе. ЭЦП состоит из уникальной последовательности символов, сгенерированных специальной криптографической программой. Такая подпись позволяет идентифицировать лицо, направившее файл, и избежать внесения изменений после подписания, тем самым обеспечивая достоверность информации. 

Получить квалифицированную электронную подпись могут как юрлица, так и граждане. Для этого понадобится обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр и предоставить пакет документов. Создание такой подписи платное - стоимость определяется каждым центром самостоятельно. По завершении процедуры обладателю ЭЦП выдадут сертификат и ключи электронной подписи. 

Передача активов

Одним из основных активов в составе интернет-бизнеса является домен. Для смены администратора доменного имени продавцу необходимо подать заявку в офисе регистратора. Это можно сделать как лично, так и направив его по почте или курьерской службой - в этом случае заявление должно быть заверено нотариусом. К нему необходимо приложить копию паспорта действующего администратора домена или ИНН и ОГРН юрлица, на которое он оформлен. 

Избежать посещения офиса и подачи документов на бумажных носителях можно, если продавец заключил соответствующее соглашение с регистратором - процедуру можно провести онлайн в личном кабинете заявителя. После смены администратора домен будет находиться в аккаунте принимающего лица - для этого покупатель должен заблаговременно создать аккаунт на сайте регистратора. 

Передать права администрирования аккаунтов в сервисах можно онлайн, подготовив список с URL-адресами всех сайтов, а также логинами и паролями для доступа к ним. Оптимизировать передачу аккаунтов при продаже интернет-бизнеса можно с помощью специализированных сервисов для хранения паролей - продавцу не придется составлять списки с доступами вручную. 

Однако передать доли в ООО удаленно не получится - необходимо заключить нотариально удостоверенную сделку в присутствии обеих сторон. Но продажа интернет-бизнеса далеко не во всех случаях сопровождается передачей юридического лица. Чаще всего переоформление активов бизнеса происходит без отчуждения долей в уставном капитале общества. Для приобретения активов небольшого интернет-бизнеса покупателю целесообразно зарегистрироваться в качестве ИП.