Отчет ITBB.RU: 2018 год в цифрах

Ко всем публикациям
статьи продавцам и покупателям
20 октября 2018 Светлана Дучак

За этот год мы закрыли 14 сделок на общую сумму 49 700 000 рублей

Отчет ITBB.RU: 2018 год в цифрах

За этот год мы провели 14 сделок на общую сумму 49 700 000 рублей. Среди проданных компаний: 

С каждым покупателем мы поддерживаем связь и знаем, что ни один купленный проект не закрылся. Все продолжают работать и приносить прибыль. 

На прошлой неделе мы продали известный российский онлайн-сервис за несколько миллионов рублей. К сожалению, мы не можем сказать, какой именно сервис и за сколько. Но эта сделка вдохновила нас поделиться другими цифрами и рассказать, как вообще идут дела в ITBB

Покупатели

Наши покупатели обычно говорят на русском языке, а вот живут не обязательно в России. Среди покупателей есть жители Германии, Таиланда, Украины. Их объединяет желание не зависеть от конкретного геоположения: интернет-бизнес дает возможность жить и работать в любой стране. 

Из интересного: два покупателя купили бизнес дважды. То есть сначала купили один бизнес, а потом еще один. Нас такое радует, значит — ребятам понравилось с нами работать.Еще была такая история: покупатель купил не весь бизнес, а контрольный пакет — 51% акций. При этом продавец остался в бизнесе на правах партнера. Это тоже здорово, потому что иногда жалко расставаться с проектом, но уже нет сил развивать его в одиночку.

Как все устроено для покупателя

Процесс покупки интернет-бизнеса для покупателя обычно выглядит так: 

1. Покупатель изучает каталог на сайте itbb.ru, выбирает проект и вносит задаток 5% от стоимости бизнеса. Задаток фиксированный — 50 000 рублей. Затем покупатель принимает условия оферты по неразглашению конфиденциальной информации.

После задатка, оферты и проверки личности покупателя, он получает:

- ссылку на сайт интернет-проекта;

- доступы к аналитике — Яндекс-метрике или Гугл-аналитикс;

- финансовую или управленческую отчетность, банковские выписки;

- контакты продавца для личного общения;

- первоочередное право покупки этого бизнеса.

Очередь на покупку бизнеса формируется так: первый, кто внес задаток, получается первое место в очереди, второй — второе и так далее.

Если покупатель передумал покупать бизнес, мы возвращаем задаток в полном размере. 

2. Покупатель и продавец подписывают договор купли-продажи после проверки бизнеса покупателем. Иногда реальные показатели отличаются от заявленных продавцом, тогда стороны ведут переговоры о цене. 

3. Последний этап — сделка. Продавец передает активы, а покупатель — деньги. Если нужно, IT Бизнес брокер выступает гарантом сделки.

Пять типов покупателей

Если посмотреть на целевые портреты покупателей, получается такая картина:

Тип покупателя Количество сделок за 2018 год Цель покупки
Портфельные инвесторы Четыре Инвесторы покупают, чтобы создать свой холдинг или фонд со стабильным доходом не менее 40% годовых. Портфельные инвесторы вкладывают деньги в разные проекты и усиливают их, объединяя с другими активами
Владельцы малого и среднего бизнеса Четыре Владельцы бизнеса покупают интернет-проекты, чтобы выйти на новый рынок, сэкономить на разработке и продвижении и победить в борьбе с конкурентами
Менеджеры среднего звена Три Менеджеры, руководители, успешные специалисты покупают интернет-проекты, чтобы попробовать себя в бизнесе, не увольняясь с основной работы. Еще одна цель — вложить накопленные средства.
Биткоин-миллионеры Две Владельцы биткоинов преследуют одну цель: поиск стабильных активов с доходом в рублях, а не криптовалюте
Индивидуальные предприниматели Одна Ищут варианты вложить деньги и получить готовый бизнес без риска и головной боли.

Продавцы

Обычно к нам обращаются предприниматели из России, Белоруссии и Украины. Вот как строится процесс продажи для продавца:

1. Предварительная оценка бизнеса. Продавец заполняет анкету и отправляет заявку на бесплатную оценку бизнеса. Мы называем ориентировочную стоимость. 

2. Тщательная проверка перед публикацией в каталоге. Продавец оплачивает 3990 рублей, мы проверяем его бизнес по десятку показателей. 

3. Публикуем проект в каталоге и ищем покупателя: продвигаем проект через рассылку, социальные сети, личные контакты. 

4. Организуем переговоры продавца и покупателя, после проверки личности покупателя и внесения задатка. 

5. Закрытие сделки: передача денег и активов. Если продавец и покупатель находятся в одном городе, помогаем организовать личную встречу. 

Три типа продавцов интернет-бизнеса

Предприниматели продают интернет-бизнес по разным причинам. Мы всегда спрашиваем, почему владелец бизнеса принял решение о продаже. Вот что нам отвечают:

Все причины продавцов легко разделить на три категории: 

усталость — нет сил или понимания, что делать дальше, зато есть желание попробовать что-то новое в другой сфере; 

новый проект — всё внимание предпринимателя сфокусировано на новом проекте или другом бизнесе, времени не хватает; 

уезжает или срочно нужны деньги — иногда владельцам срочно нужны деньги в размере нескольких месячных прибылей проекта, например, на выплату валютной ипотеки. 

Бывает, что одна причина накладывается на другую, и тогда владелец принимает окончательное решение о продаже. 

Оценка бизнеса

Перед началом работы с продавцом, мы оцениваем бизнес: продавец заполняет анкету, а мы называем ориентировочную стоимость. 

Для оценки используем метод мультипликаторов: анализируем сделки по похожим проектам и смотрим, сколько месячных прибылей заплатил покупатель. Например, интернет-магазины мягких игрушек обычно продают за 15 месячных прибылей. 15 — это мультипликатор. 

Учитывается прибыль до вычета налогов, износа и амортизации. Такая прибыль у экономистов называется EBITDA. Еще мы не учитываем товарные остатки, недвижимость и всё такое — этот вопрос продавец сам обсуждает с покупателем. 

Предварительная оценка — это не гарантированная сумма сделки. Стоимость проекта может снижаться после переговоров с покупателем или оценки инвестиционных рисков независимым экспертам. 

Фактический средний мультипликатор по нашим сделкам с интернет-магазинами составляет 7.9, с онлайн-сервисами — 18. 

Проверка бизнеса перед продажей

Не все проекты мы готовы добавить в наш каталог. За последний год мы получили 370 заявок на продажу, после проверки бизнеса до каталога дошли 65 проектов.Только 17% проектов проходят нашу проверку. Остальным продавцам мы отказываем, объясняя причину. 
Для проверки мы используем данные Яндекс-метрики и Гугл-аналитикс, управленческие и финансовые отчеты, специальные сервисы проверки сайтов. 

Вот что мы обычно проверяем

- каналы трафика, возможные накрутки; 
- баны, фильтры поисковиков, риски получить бан; 
- наличие сервисов; 
- присутствие проекта в спам-листах; 
- историю домена и историю сайтов, когда-либо размещенных на нем; 
- личность продавца, наличие судебных дел, исполнительных производств и банкротств; 
- репутацию бизнеса; 
- отзывы клиентов. 

Мы всегда озвучиваем причину отказа и советуем продавцу, что исправить. 

Команда ITBB

Над проектом работают пять человек и одна веб-студия. Вы всегда можете написать любому из основателей в соцсетях, чтобы задать вопрос, предложить сотрудничество или просто познакомиться.

Трафик

Раскрываем карты по трафику. Кажется, так вообще не принято делать, ну тогда мы будем первыми. 

Итак, за год наш сайт посетило 26 704 уникальных пользователя. В среднем каждый пользователь заходит на наш сайт 1,55 раза и просматривает по 2 страницы. 

Отчет по посещаемости, пользователям, просмотрам страниц за последний год

У нас много источников трафика: 

  • прямые заходы; 
  • реклама в директе; 
  • органический трафик; 
  • реклама в гугл-эдвордс; 
  • социальные сети — в основном Вконтакте и Фейсбук. 

На скрине — основные источники, еще к нам приходят из рассылок, телеграма, яндекс-дзена 

А вот самые посещаемые страницы и разделы: 

Чаще всего пользователи просматривают каталог, блог и раздел с подкастами

В блоге посетителей больше всего привлекают статьи о бизнес-модели маркетплейса, продаже интернет-магазина и IT франшизах: 

Самая популярная статья в блоге – Бизнес-модель маркетплейс 

Подкаст

Один из популярных разделов нашего сайта — подкаст. Основатель ITBB Алексей Комаров берет интервью у интернет-предпринимателей: ищет героев, договаривается, готовит вопросы и записывает разговор. 

Вот самые популярные выпуски:

Выпуски подкаста выходят с февраля 2017 года и всего набрали 9 600 прослушиваний. За отзыв на подкаст в Фейсбуке или на Айтюнсе можно выиграть книгу. Обычно разыгрываем книги, которые рекомендуют герои интервью. 

Пока в айтюнсе не так много отзывов, но кое-что уже есть: 

Отзывы слушателей подкаста ITBB на айтюнсе

Аналитика по подкасту

Статистика скачиваний подкаста по месяцам

Рейтинг выпусков по прослушиванию 

Хотите стать героем следующего выпуска — напишите нам. Если есть вопросы к героям, идеи или знакомый, который хочет поучаствовать, но стесняется — тоже пишите. 

Яндекс-дзен

Мы постоянно тестируем новые каналы трафика и не могли пройти мимо Яндекс-дзена. 

Статистика дочитываний и кликов в Яндекс-дзене 

Пока на нашем канале в дзене всего 36 публикаций, но мы уже знаем: больше всего читателей интересует, как работать на пляже под пальмами и не напрягаться. 

Email подписчики

У нас разные письма для продавцов и для покупателей. 

А при подписке мы просим заполнить небольшую анкету, чтобы письма были более релевантными. 

Пример письма

Отзывы

Отзывы, пожалуй, один из наших любимых разделов. Всегда приятно на досуге почитать добрые слова хороших людей о себе. 

Мы провели 14 сделок и собрали 16 отзывов, но хотелось бы, конечно, 28 — по отзыву с каждой стороны сделки. 

Почитать или оставить отзыв о нас можно в разделе Отзывы. Мы будем рады обратной связи от вас.

СМИ о нас

О нас писали такие издания как Форбс, Вебсарафан, Деловой Петербург, Висиру. Всего мы получили девять публикаций за этот год. 

Все статьи можно посмотреть в разделе СМИ о нас

Планы на 2019 год

У нас много планов на 2019 год: найм новых сотрудников, перезапуск франшизного направления и разработка новой версии сайта. 

Прямо сейчас открыты три вакансии: 

- аналитик на четверть ставки; 

- помощник бизнес-брокера на полный день; 

- менеджер по франчайзингу на полный день. 

Все вакансии — удаленные, не нужно ездить в офис, соблюдать дресс-код и всё такое. Подробности и контакты для отклика в разделе Вакансии