Как продать интернет-бизнес через бизнес-брокера itbb.ru

Ко всем публикациям
статьи продавцам
10 октября 2018 Светлана Дучак

Подробная инструкция для продавцов: от оценки бизнеса до передачи активов

Как продать интернет-бизнес через бизнес-брокера itbb.ru

Рассказываем, как мы работаем с владельцами интернет-бизнеса: от заявки до передачи активов. Некоторые продавцы считают, что работа с бизнес-брокером — сложный процесс. Это не так. Мы уже продали 14 интернет-проектов на общую сумму 49 700 000 рублей, поэтому знаем, как провести сделку безопасно, выгодно и безболезненно.

Какой сайт можно продать у нас

Мы не готовы размещать все сайты в нашем каталоге — для этого есть Авито. Еще мы не продает оффлайн-бизнес и проекты, не приносящие прибыль. Если какие-то названия из списка кажутся незнакомыми, не стесняйтесь подсматривать в наш глоссарий

Мы оставляем за собой право отказать продавцу, если его интернет-бизнес покажется нам незаконным или сомнительным. 

Какие показатели оцениваем в первую очередь

Кроме тематики и модели монетизации, мы оцениваем прибыль и возраст проекта. 

Чем больше прибыли приносит интернет-бизнес, тем выше его цена. Честно говоря, прибыль — это самый первый, а иногда и единственный показатель, который оценивают покупатели. По нашему опыту, прибыль влияет на скорость продажи: 

30 000 — 300 000 рублей в месяц — компании продаются через 1-4 недели; 

300 000 — 2 000 000 рублей — продажа занимает 2-8 недель; 

2 000 000 — 5 000 000 рублей — понадобится от одного до трех с половиной месяцев; 

5 000 000+ рублей — около 2-6 месяцев. 

Сроки не абсолютны, иногда бывает быстрее или дольше, но в среднем продажа интернет-бизнеса занимает от двух недель до трех месяцев. 

Как строится процесс продажи сайта на itbb.ru

Первый шаг для продавца — бесплатная оценка интернет-бизнеса. Заполняете небольшую анкету, мы ее анализируем и сообщаем, сколько примерно стоит ваш проект на рынке: 

Если результат бесплатной оценки устраивает владельца, то можно переходить ко второму шагу. Второй шаг — зайти на страницу продажи интернет-бизнеса и нажать кнопку «Продать». Чтобы отправить сайт на проверку, а после — добавить в каталог, мы просим продавцов внести платеж — 3 990 рублей. Наша прибыль складывается не из этих платежей. Оплата продавца используется для проверки проекта и подтверждения серьезности намерений. 

Если мы не возьмем бизнес в наш каталог, то дадим подробную обратную связь: почему не берем и что нужно исправить.

После оплаты, мы уточняем у продавца в электронном письме: 

  • информацию о владельце — имя, скан паспорта, ссылки на социальные сети; 
  • информацию о сайте — дата создания, история, SEO-показатели; 
  • доходы за 12 месяцев — валовая, месячная и чистая прибыль; 
  • расходы за 12 месяцев — затраты на хостинг, домен, контент, рекламу.

Еще нам понадобится: 

  • доступ к Яндекс-метрики или Гугл-аналитики; 
  • подтверждение доходов. 

После передачи информации продавцом, у команды уходит от трех до пяти дней на анализ интернет-бизнеса. Иногда мы запрашиваем дополнительные скриншот или задаем вопросы по доходам и расходам. 

Если с интернет-бизнесом всё в порядке — заключаем договор на три месяца. В это время продавец не вправе размещать свой интернет-бизнес на других площадках или продавать его без нас. 

Перед размещением обсуждаем, в какой категории и с каким описанием будет опубликован проект в каталоге. 

Что делать после публикации в каталоге

Ни-че-го. Расслабьтесь и ждите. 

Мы в этом время будет продвигать ваш проект через нашу рассылку (более тысячи заинтересованных подписчиков), на инвестиционных площадках ФРИИ и Сколково, через таргетированную рекламу в социальных сетях и другие каналы. Всего мы используем двенадцать каналов трафика. 

Когда находим покупателя — заключаем с ним предварительный договор. Этот договор обеспечивает безопасность продавца: мы проверяем личность покупателя и просим внести задаток. 

Затем покупатель проверяет заявленные продавцом показатели: задает вопросы, смотрит отчеты. Если с показателями всё в порядке, заключаем трехсторонний договор между покупателем, продавцом, бизнес-брокером itbb.ru и проводим сделку. 

Иногда покупатели и после сделки задают вопросы продавцу, особенно, если интернет-бизнес специфический или сложный, поэтому мы просим продавцов оставаться на связи. 

Что будет, если мой сайт никто не купит?

75% интернет-проектов из нашего каталога продаются. Если за три месяца покупатель не найдется, вы можете бесплатно продлить договор с нами или не продлевать и продавать самостоятельно без каких-либо ограничений с нашей стороны. 

Еще одна ситуация — покупатель увидел, что показатели не соответствуют заявленным. В этом случае, мы рекомендуем вести переговоры о цене. 

Что происходит после продажи?

После переговоров и подписания трехстороннего договора, покупатель передает деньги бизнес-брокеру, а продавец — активы. Бизнес-брокер выступает гарантом сделки. Иногда, если продавец и покупатель находятся в одном городе, например, в Москве, мы можем провести личную встречу: подписать заявление о передаче прав в офисе регистратора доменов, передать деньги и активы. 

У продавца есть еще одна задача — помощь и поддержка покупателя в первое время. Обычно, мы сразу обсуждаем, как часто покупатель может беспокоить продавца, например, стороны договариваются раз в неделю созваниваться в скайпе. 

Еще пять вопросов о продаже бизнеса

Даете ли вы гарантию, что мой интернет-бизнес купят? 

Нет, несмотря на опыт, мы не гарантируем, что именно ваш бизнес купят. Скорее всего — да, но без 100% гарантии. 

Могу ли я одновременно продавать интернет-бизнес на других площадках? 

Нет, мы подписываем с продавцами эксклюзивный договор. Если продаете через нас, то только через нас. 

Сколько нужно заплатить? 

Продавец платит 3 990 рублей за оценку бизнеса и размещение в каталоге. За успешную сделку мы берем комиссию 7-15% от суммы продажи. Размер комиссии зависит от стоимости интернет-бизнеса:

Как вы определяете цену интернет-бизнеса? 

Для расчета цены мы используем метод мультипликаторов. Если говорить упрощенно, то мы анализируем рынок, находим сделки по похожим проектам и смотрим: какова была месячная прибыль проекта и цена сделки. Из этих данных вычисляем мультипликатор: цена сделки / месячную прибыль

Проще рассказать на примере. Допустим, вы продаете интернет-магазин женской одежды, на рынке такие магазины в среднем продаются за 12 месячных прибылей. 12 — это мультипликатор. Мы берем вашу месячную прибыль и умножаем на мультипликатор — 12, так получается рыночная цена бизнеса. 

Складские остатки мы не учитываем, этот момент продавец сам обсуждает с покупателем и договаривается, как и по какой цене будет передавать товар. 

С чего начать продажу интернет-бизнеса? 

Начните с бесплатной оценки