Что выгоднее: купить один крупный бизнес или несколько мелких компаний
Некоторые будут утверждать, что выгоднее купить несколько маленьких интернет-проектов, руководствуясь принципом «Не клади все яйца в одну корзину». И правда, если купить несколько мелких компаний, получится снизить риск: один неудачный проект не потопит владельца.
С другой стороны, один крупный интернет-бизнес позволит сосредоточиться на одном деле и получить больше прибыли. Тут подходит пословица «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»». Как вы поняли, пословицы — вообще не аргумент. Но и риски с покупкой одного крупного проекта выше: покупатель ставит на кон всё.
В какой интернет-бизнес вложить деньги
Есть сильные аргументы в пользу обоих вариантов. Чтобы узнать больше, мы рассмотрели некоторые статистические данные.
1. Требуют ли маленькие проекты меньше внимания
Многие покупатели отдают предпочтение небольшим проектам, потому что у них нет времени заниматься бизнесом. Они хотят купить готовый проект и получать прибыль, а не работать над проектом по сорок часов в неделю. Общепринятое мнение: небольшой проект требует меньше усилий. Оказывается, это не так.
Проанализировали больше 20 проектов, чтобы понять, как прибыль интернет-бизнеса связана с временными затратами владельца:
Оказалось, что связи между тем, сколько часов в неделю владелец тратит на интернет-бизнес и прибылью нет. Корреляция составляет всего 0,45. (см. Википедия о корреляции).
Владельцы проектов с шестизначной суммой прибыли тратят меньше всего времени на работу. Причина скрыта в ресурсах: крупные проекты чаще автоматизируют процессы, нанимают управляющих и специалистов, способных принимать самостоятельные решения.
Как видно из графика, интернет-бизнес, требующий более 50 часов работы в неделю, находится в нижнем диапазоне прибыли. Да, проекты с годовой прибылью в миллион долларов требуют 30 часов в неделю, но вряд ли кто-то будет жаловаться, зарабатывая вдвое больше конкурентов.
В среднем, проекты с прибылью от 250 000 долларов требуют 10-20 часов работы в неделю.
2. Маленькие интернет-проекты не такие сложные
Большой и маленький интернет-бизнес могут требовать одинакового количества времени, но в это время придется решать задачи разной сложности. Чем крупнее бизнес, тем сложнее его структура.
Чтобы проверить этот тезис, решили воспользоваться своим опытом. Когда к нам приходят продавцы интернет-бизнеса, мы задаем много вопросов. И чем крупнее, сложнее бизнес, тем больше вопросов. Вот что получилось:
Продавцу прибыльного интернет-бизнеса придется ответить на сотню вопросов о его проекте. Крупные проекты обычно вкладывают много сил в рекламу и продвижение, маркетинг и поиск рекламодателей, поэтому их структура сложнее.
Получается, у небольшого интернет-бизнеса две особенности: он требует много внимания, но управлять им проще.
3. Большой интернет-бизнес — большие риски
Главный вопрос, на который стоит ответить при покупке крупного проекта: хочу ли я вложить все деньги в один интернет-бизнес. Вопрос звучит так, будто вложение денег в один проект более рискованно, чем покупка нескольких мелких сайтов. Но риски одинаковы.
Дело в том, что крупные проекты чаще менее зависимы от владельца, чем небольшие сайты. Чем сложнее интернет-бизнес, тем больше сотрудников и подрядчиков нанимает владелец. Мы проанализировали 20 интернет-проектов, чтобы понять, есть ли связь между прибыльностью и количеством подрядчиков:
Цифры показывают, что с ростом дохода растет количество сотрудников и подрядчиков. Или наоборот: чем больше работников, тем выше прибыль. В любом случае, это повод вкладывать деньги в обучение и развитие сотрудников.
Аутсорсинг процессов помогает владельцу снизить влияние человеческого фактора на прибыль интернет-бизнеса. А покупателю важно понимать: если есть сотрудники или подрядчики, то нет повода переживать, что вы не сможете заменить владельца бизнеса. Он уже постепенно заменяет себе сотрудниками.
4. Крупный интернет-бизнес может позволить себе ошибки
Крупные проекты не разваливаются от одного неверного решения, чего не скажешь о маленьком бизнесе. В качестве примера, рассмотрим график одной компании, которая терпит убытки — 20%:
Потеря 20% прибыли — не то, о чем мечтают владельцы интернет-бизнеса. Но для крупного проекта потеря 20% не смертельна, у владельца останутся деньги, чтобы вернуть бизнес к росту. А вот для небольшого проекта минус 20% означает гибель бизнеса:
В этом смысле, большой интернет-бизнес менее рискован, чем маленькие интернет-проекты.
Итак, стоит ли покупать большой интернет-бизнес?
После этой статьи кажется, что крупные сайты — лучший вариант инвестиции. Но мы пока не готовы так сказать.
Да, крупный интернет-бизнес менее рискован, здесь есть право на ошибки и место для маневров. Но при этом, такие проекты сложны и требуют больше времени для запуска. Как бы там ни было, мы не вправе закрыть глаза на риск, связанный с инвестированием в один проект.
Если бы не риск потерять деньги, выбор был бы очевиден. Но бизнес всегда связан с риском и неопределенностью. Поэтому, опытным покупателям, вероятно, выгоднее покупать крупные интернет-проекты, а новым покупателям — начинать с небольшого бизнеса.