Как мы проверяем IT-бизнесы перед продажей

Ко всем публикациям
статьи продавцам и покупателям
15 октября 2018 Светлана Дучак

Отсеиваем мошенников, неприбыльные проекты и онлайн-казино

Как мы проверяем IT-бизнесы перед продажей

Каждый день мы получаем заявки от продавцов. Но только 20% проектов попадают наш каталог. Всё дело в предварительной проверке. 

Мы проверяем интернет-бизнесы, чтобы покупатели видели в каталоге только прибыльные, действующие и законные проекты. В каталог проекты попадают после проверки, поэтому покупателю не нужно тратить время на предварительную оценку. 

Из чего состоит проверка интернет-бизнеса

Проверка интернет-бизнеса состоит из четырех частей: проверки эксклюзивности, финансов, юридических нюансов и технических характеристик.

1. Проверка эксклюзивности — мы не размещаем проекты, которые уже где-то продаются. Если владелец бизнеса продает проект у нас, то только у нас. Перед проверкой мы просим продавца оплатить 3990 рублей — это плата за работу аналитиков и подтверждение серьезности намерений продавца. После проверки, если показатели в порядке, подписываем эксклюзивный договор: по этому договору продавец не вправе продавать проект на других площадках. 

2. Финансовые показатели — проект должен приносить прибыль не меньше 30 000 рублей. Прибыль должна быть сейчас, а не когда-то там в перспективе. На слово мы не верим, поэтому просим продавца подтвердить прибыльность проекта документами: банковскими выписками, финансовой отчетностью, налоговыми декларациями. 

3. Юридические нюансы — бизнес должен быть полностью законным. Мы не продаем сайты интим-услуг, онлайн-казино, порталы для взрослых или интернет-магазины кремов от всех болезней. Кроме законности бизнеса, мы проверяем личность продавца: есть ли у него судимости, объявлял ли он о банкротстве и т.д. 

4. Технические характеристики — проверяем, подключены ли счетчики, анализируем данные систем аналитики, проверяем источники трафика. 

Критерии анализа интернет-бизнеса

Расскажем подробнее о ключевых критериях анализа интернет-бизнеса: возраст сайта, финансы, источники трафика, модель управление бизнесом. 

Есть три критерия, которым должен соответствовать проект, чтобы попасть в каталог. У интернет-бизнес, не соответствующего этим критериям, шансов нет: 

  • время непрерывной работы не менее 12 месяцев; 
  • чистая прибыль, подтвержденная документами, от 30 000 рублей; 
  • счетчики аналитики подключены минимум двенадцать месяцев назад. 

Если бизнес не подходит под эти требования, то мы не советуем продавцу тратить время и деньги на платную проверку. 

1. Подтвержденная прибыль

Подтвердить прибыль можно с помощью документов: 

  • управленческая отчетность за последний год — в отчете должны быть видны все ежемесячные расходы и доходы бизнеса с расшифровкой; 
  • подтверждающие документы — акты, выписки с банковских счетов, товарные накладные, налоговые декларации. 

Мы просим предоставить подтверждающие документы как минимум на 90% операций, указанных в управленческом отчете. Затем рассчитываем чистую прибыль проекта. Мы учитываем расходы, например, на рекламу, зарплату сотрудникам, дополнительные сервисы. Не учитываем складские остатки товара — этот вопрос продавец и покупатель решают самостоятельно. 

2. Домен, трафик и контент

Мы проверяем, как давно зарегистрирован домен, когда и какие сайты на нем размещались, есть ли у продавца все права. Также узнаем, есть ли зарегистрированный товарный знак. 

Затем проверяем источники трафика. Важно, чтобы не было накрутки и трафик не зависел от одного источника или акций, тогда покупатель получит стабильно развивающийся проект. 

Контент анализируем на уникальность и качество. Проверяем, есть ли у владельца права на статьи, изображение или видео. Не берем на продажу проекты-копии и сайты с ворованным контентом. 

3. Управление бизнес-процессами

Мы считаем, что нет никакого смысла покупать бизнес, который работает и развивается за счет личности продавца. Например, интернет-магазин поставляет товары в администрацию города, потому что у владельца там работает дядя. И администрация — единственный клиент магазина. Такая модель не подойдет для продажи: не факт, что у нового владельца получится удержать единственного клиента. 

Бизнес-процессы не должны зависеть от владельца проекта. Важно, чтобы интернет-бизнес слаженно работал без участия основателя. Конечно, новый владелец будет принимать участие в управлении, а в первое время — учиться у основателя, задавать вопросы и уточнять детали. Но в целом, бизнес должен быть устойчивым и растущим, независимо от личности основателя. 

Что мы советуем сделать перед покупкой интернет-бизнеса

Мы всегда советуем продавцу перед покупкой еще раз самостоятельно проверить бизнес по всем критериям. Наша проверка перед размещением в каталоге — это не гарантия прибыльности бизнеса. Перед подписанием договора мы рекомендуем покупателю тщательно изучить бизнес самостоятельно или обратиться к независимому эксперту, например, сервису deallist.ru.