Методы определения стоимости онлайн-бизнеса и распространенные ошибки при оценке
Каждый продавец рассчитывает получить максимальную цену за свой товар, тем более, когда речь идет о бизнесе, в который он вложил много сил и времени. Однако важно понимать, что рыночная стоимость проекта не зависит напрямую от количества вложенных в него средств, а неверная оценка может затянуть процесс продажи.
Разберем основные способы оценки интернет-бизнеса и распространенные ошибки, которые допускают продавцы при определении стоимости онлайн-проекта.
Что влияет на стоимость интернет-бизнеса
1. Автономность
Чем ниже вовлеченность собственника в работу бизнеса, тем выше проект может быть оценен на рынке. Инвесторы не хотят вкладывать средства в покупку бизнеса, который требует постоянного участия. Бизнес, в который владелец вовлечен по 40 часов в неделю, больше напоминает самостоятельно организованное рабочее место. Поэтому стоимость таких проектов будет ниже.
Кроме того, передать интернет-бизнес, который неразрывно связан с личностью владельца, будет непросто. Покупатели хотят получить гарантии того, что с уходом прежнего собственника он продолжит работу. Эта проблема актуальна для инфобизнеса. Например, в авторских обучающих курсах основную ценность составляет личный бренд, поэтому после продажи такого бизнеса велика вероятность потерять клиентов.
Поэтому заранее подготовьте бизнес к продаже: отдайте на аутсорсинг работу, которая требует специальных навыков, и постарайтесь сделать проект максимально автономным.
2. Перспективы роста
Интернет-бизнес, обладающий широкими перспективами для масштабирования и монетизации, востребован на рынке. Такие проекты интересны инвесторам даже в случае, если прибыль в моменте невелика.
Поэтому растущий перспективный интернет-бизнес при продаже может быть оценен выше.
Однако если вы понимаете, что проект находится на стадии развития и требует дополнительных вложений, постарайтесь инвестировать в него самостоятельно. Так вы сможете расширить круг покупателей, поскольку не каждый готов купить стартап.
3. Риски
Наличие у интернет-бизнеса рисков в виде предстоящих изменений законодательства, усиления конкуренции или увеличения расходов может снизить цену при продаже. Тем не менее, не стоит пытаться скрыть эту информацию от покупателя - в результате сделка может вовсе не состояться.
Заранее сообщите инвестору о возможных факторах риска и способах их минимизировать.
Методы оценки интернет-бизнеса
1. Затратный
Затратный подход к оценке предполагает, что стоимость интернет-бизнеса равна сумме средств, которые необходимо затратить для создания аналогичного проекта за сопоставимое количество времени. При оценке рассчитывают, во сколько обошлось создание компании и развитие ее до настоящего момента.
Этот метод позволяет продавцу обосновать свои затраты на создание бизнеса, например, предоставить договор с программистом, который написал код для сайта и другие документы, подтверждающие затраты.
Затратным методом оценки бизнеса обычно пользуются предприниматели, которые в течение долгого времени работали над созданием ПО, но не смогли его должным образом монетизировать и хотят компенсировать свои расходы. Использование затратного подхода в оценке может привести к ошибочному выводу о том, что бизнес стоит столько, сколько в него вложили, вне зависимости от перспективности проекта и размера прибыли, которую он приносит в моменте.
Кроме того, затратный метод не учитывает нематериальные активы, такие как репутация компании, доверие клиентов к бренду и т.д. Такие характеристики бизнеса сложно оценить в денежном выражении.
Поэтому он подходит скорее для оценки традиционного бизнеса, в котором основную ценность составляют ликвидные материальные активы - оборудование и материалы, товарный остаток, помещение и т.д.
2. Венчурный
Этот метод основывается на прибыли от инвестиций, ожидаемой инвесторами. Проще говоря, сначала вычисляется стоимость бизнеса после инвестирования, а затем вычитается размер инвестиций. Таким образом получают доинвестиционную стоимость проекта.
При венчурном методе оценки прежде всего учитываются размер рынка и конкурентные преимущества конкретного бизнеса. Однако при использовании метода венчурного капитала для оценки бизнеса на ранних стадиях полученная стоимость может быть неточной. Это связано с тем, что оценка в данном случае основывается на множестве допущений о размере рынка, конкурентных преимуществах и предпринимательских способностях владельца бизнеса.
В случае использования метода венчурной оценки на поздних стадиях, когда уже состоялись предыдущие раунды инвестирования и есть первые продажи, за основу берется предыдущая инвестиционная оценка и скорость роста выручки компании.
3. Доходный
Доходный метод оценки интернет-бизнеса или иначе метод дисконтированных денежных потоков (discounted cash flow — DCF) обычно используют для новых компаний, так как стоимость входящих в них активов может не совпадать с потенциальных доходом в будущем. Однако этот способ оценки применим, когда у компании существует история доходов за период от года и более, чтобы можно было оценить их динамику, исключить сезонность и вычислить средние показатели.
Основная идея метода денежных потоков: проект стоит столько, сколько денег он будет приносить в будущем, а текущая оценка определяется с учетом дисконта. Этот вариант оценки позволяет учесть риски, сопряженные с получением дохода.
Слабая сторона метода дисконтирования денежных потоков заключается в неизбежном влиянии на результат субъективного фактора, поскольку для определения коэффициентов дисконтирования используют оценку экспертов.
4. Сравнительный
При использовании сравнительного метода оценки интернет-бизнес сопоставляется с аналогичными компаниями на рынке. В этом случае стоимость проекта будет равна средней рыночной цене, по которой были проданы близкие по профилю бизнесы.
Этот способ основан на использовании ретроспективной информации о бизнесе и не учитывает перспективы его развития в будущем. Кроме того, в сфере IT часто сложно или невозможно найти аналоги продаваемому бизнесу.
Важно понимать, что каждый бизнес обладает уникальными особенностями, которые должны быть учтены при оценке даже в случае, когда за основу берутся усредненные показатели по рынку.
5. Метод мультипликаторов
Метод мультипликаторов - это частный случай сравнительного метода, который широко используется при оценке IT-проектов. Он помогает определить зависимость между оценкой бизнеса и его доходом. Этот метод является сравнительным, потому что при оценке бизнес сопоставляется с другими компаниями, работающими на рынке, с помощью мультипликатора к доходу. Он позволяет учесть состояние оцениваемого онлайн-проекта - чем он автономнее и чем больше у него перспектив, тем выше значение используемого мультипликатора.
Мультипликатор – это значение, которое отражает текущее состояние рынка и может изменяться. Размер мультипликатора зависит, в том числе, от действующей бизнес-модели.
Оценка производится по формуле:
В данном случае под прибылью понимают EBITDA (earning before interest taxes depreciation amortization) - чистая прибыль бизнеса до налогообложения без учета процентов по кредитам и амортизации. Для оценки обычно используют среднее значение чистой прибыли за последние 6-12 месяцев или за все время существования бизнеса, если он работает менее полугода.
Товарный остаток интернет-магазина суммируется с полученной в результате оценки стоимостью бизнеса.
Примерные значения мультипликаторов в зависимости от бизнес модели:
Возьмем для примера интернет-магазин детской одежды.
Магазин приносит 150 000 рублей чистой прибыли в месяц, а на складе хранится товарный остаток на 1 миллион рублей.
При анализе трафика и доходов, которые всегда проводятся при оценке интернет-бизнеса, выясняется, что часть пользователей попадает на сайт через контекстную рекламу в Яндекс Директ. Расходы на рекламу составляют еще 30 000 рублей ежемесячно, и они не были учтены продавцом при определении размера чистой прибыли. Таким образом, чистая прибыль бизнеса составляет 150000-30000=120000 рублей в месяц.
В среднем, интернет-магазины в этой нише продаются с мультипликатором 10-14 (мы возьмем 12). В результате итоговая оценка этого бизнеса составит:
«((150 000-30 000)*12)+1 000 000 = 2 440 000 рублей»
Распространенные ошибки при оценке интернет-бизнеса
1. Цена бизнеса равна сумме вложений
"Бизнес стоит как минимум столько, сколько в него было вложено средств" - самое распространенное заблуждение среди продавцов интернет-бизнеса. Важно взглянуть на ситуацию со стороны покупателя - он приобретает бизнес в текущем состоянии,с тем размером прибыли, который есть на данный момент.
Поэтому использование затратного метода оценки для того, чтобы компенсировать свои расходы на создание бизнеса, который не удалось монетизировать желаемым образом, не учитывает интересы покупателя.
Кроме того, стоимость разработки, оплата труда программистов и маркетологов сильно разнится в зависимости от региона. Всегда найдутся те, кто сделает аналогичную работу дешевле.
Поэтому в случае, если вы обосновываете цену бизнеса через количество вложений, будьте готовы к торгу.
2. Оценка оборотом
Еще одна часто встречающаяся ошибка - оценка интернет-бизнеса оборотом компании. Инвесторов в первую очередь интересует чистая прибыль, на которую они могут рассчитывать при покупке бизнеса.
К примеру, интернет-магазин с оборотом 1 млн рублей в год может при этом иметь отрицательный показатель EBITDA. Компания, которая не приносит прибыль в моменте, представляет для покупателей меньший интерес. Поэтому использование оборота для определения цены интернет-бизнеса при продаже вряд ли устроит инвесторов.
3. Ориентация на зарубежные мультипликаторы
Метод мультипликаторов - наиболее адекватный способ оценки интернет-бизнеса. Однако ключевой момент - правильно определить размер мультипликатора в зависимости от совокупности факторов: бизнес-модели, перспектив роста компании, возможных рисков, занимаемой ниши и т.д.
Использование зарубежных мультипликаторов для оценки IT-проектов, продающихся на российском рынке, не является корректным. Мультипликаторы отражают усредненные свойства отрасли на конкретном рынке и могут изменяться в зависимости от роста или кризиса той или иной ниши и общего состояния экономики в определенной стране. Поэтому значения мультипликаторов для схожих компаний, которые функционируют на зарубежном и отечественным рынках, будут отличаться.