Как подготовить маркетплейс-магазин к продаже.

Ко всем публикациям
статьи продавцам статьи
26 октября 2022 Гареев Руслан

Важный действия, чтобы подготовить магазин к продаже.

Каждый предприниматель рано или поздно встает перед выбором – развивать и масштабировать магазин или продать его новому владельцу. Для продажи магазина могут быть разные причины, в этой статье мы расскажем вам, как правильно подготовить свой магазин к выгодной и быстрой сделке.

Как подготовить маркетплейс-магазин к продаже.

Почему мы знаем, как подготовить бизнес к продаже?

С 2017 года мы помогаем владельцам интернет-компаний успешно выйти из бизнеса и выгодно продать свои активы новому владельцу. На нашем счету более 40 успешных сделок, где мы принимали участие на всех этапах, от подготовки активов к продаже, до проведения безопасной сделки по передачи средств и активов.

Подготовка к продаже своего магазина на маркетплейсе включает в себя 6 основных этапов. Подробнее о каждом этапе мы расскажем ниже.


Этап 1. Автоматизируйте свой бизнес.

Покупатели бизнеса – это опытные предприниматели, которые зачастую владеют несколькими проектами. Для них особой важностью являются автоматизированные бизнес-процессы, так как они хотят получать прибыль сразу после покупки, не принимая участия в управлении. Кроме этого, покупателей волнуют вопросы лояльности персонала и личных взаимоотношений в коллективе. Часто на переговорах о продаже магазина со штатом сотрудников поднимается вопрос о том, что будет с бизнесом, если его покинет основатель и руководитель. 

Что нужно сделать? 

Пропишите и делегируйте рабочие процессы ответственным работникам или фрилансерам. Определите, кто будет старший. Если Вы - генеральный директор в своей компании, назначьте на эту должность нового руководителя из числа работающих в компании сотрудников. Убедитесь, что компания существует без Вас и будьте готовы продемонстрировать это. 

Этап 2. Подготовьте список продаваемых активов.

Составьте перечень активов - материальных и нематериальных, из которых состоит бизнес. Это может быть:

  • сайт или прототип интерфейса; 
  • юридическое лицо; 
  • оборудованный офис с мебелью, техникой или склад; 
  • команда специалистов; 
  • аккаунты в социальных сетях, доступ к почте и онлайн CRM системе; 
  • клиентская база, договора с партнерами; 
  • корпоративная сим-карта с телефоном; 
  • товарный остаток 
  • любой другой ценный актив. 

Этот список поможет Вам в переговорах с покупателями, поэтому постарайтесь ничего не упустить.

Важно! Только Вы в курсе всех нюансов, и ценности, очевидные для Вас, не понятны потенциальному инвестору.

Этап 3. Определите целевую аудиторию покупателей.

Это полноценная маркетинговая работа. Вам необходимо собрать данные по аудитории, которой сможете выгодно продать свой магазин.

  • подумайте, кого мог бы заинтересовать Ваш маркетплейс-магазин; 
  • где искать покупателей, какие у них интересы и общие черты; 
  • оцените, за счет чего может заработать инвестор и какие риски его беспокоят. 

Эта информация поможет собрать портрет потенциального покупателя и соответствующим образом составить предложение для него.

Не стоит доверять эту работу сотрудникам. На этом этапе необходимо подходить к решению задачи субъективно, вдаваясь во все нюансы бизнеса с точки зрения владельца. В итоге проработанный портрет потенциального инвестора поможет Вам подготовиться к переговорам и выбрать действительно значимые для покупателя аргументы.

Этап 4. Проведите объективную оценку. 

Способов оценки магазина множество и среди них нет универсального. 

В первую очередь, помните о законе спроса и предложения - сделка состоится только тогда, когда цена, установленная продавцом, устроит покупателя. 
Для начала проверьте популярные сайты о продаже бизнеса и посмотрите, за какие деньги продаются сопоставимые магазины. 
Еще один ориентир цены - чистая прибыль за год. Используя этот метод, будьте готовы доказать, что заявляемый доход действительно есть.
При оценке магазина не стоит отталкиваться от суммы затрат, понесенных на развитие проекта - это вряд ли кого то заинтересует. Будьте реалистичны и объективны.

Для предварительной оценки магазина можете воспользоваться онлайн-калькулятором.

Этап 5. Подготовьте документы.

Покупателю важно, чтобы в этом вопросе был порядок. Соберите все оригиналы уставных документов в одну папку и сделайте несколько копий. Нотариус, (если речь идет о продаже юридического лица, то без него никак), в первую очередь, будет проверять хронологическую последовательность и наличие подтверждений на изменения, например на смену юридического адреса и назначение генерального директора.

Если Вы планируете передать покупателю сайт, то лучше заранее оформить права администрирования домена на саму компанию. Это позволит сократить время при оформлении сделки. Помните, что передача доступа к личному кабинету хостинг-провайдера не означает смену владельца сайта - для этого нужно перерегистрировать сам домен.

Уделите внимание документам, подтверждающим факт уплаты налогов. Для этого достаточно распечаток из системы электронного документооборота.

Этап 6. Самое главное.

Определите сильные стороны своего магазина, в чем его отличие от конкурентов.
Что является важным конкурентным преимуществом?
Для этого постарайтесь дать максимально объективный ответ на вопрос “Почему инвестор должен выбрать именно мой магазин?”

Например:

  • Высокий рейтинг продавца на маркетплейсе;
  • Низкий процент возвратов и брака товара; 
  • Топовая позиция карточек товаров по ключевым запросам; 
  • Положительные отзывы на товары от покупателей; 
  • Выгодные условия работы с поставщиками;
  • Зарегистрированный товарный знак.

Полезные статьи по теме продажи маркетплейс-магазина: