Как найти баланс при раскрытии данных покупателю?
Покупатель, заинтересованный в приобретении интернет-бизнеса, стремится получить как можно больше информации о продаваемом активе: его интересуют адрес сайта, данные web-аналитики, финансовые показатели компании, используемая бизнес-модель, принципы работы, причина продажи и т.д.
Очевидно, что совершение сделки требует предоставления полных и достоверных сведений, которые позволят покупателю убедиться в целесообразности инвестиций. Но при раскрытии информации стоит проявить осмотрительность.
В ряде случаев сведения о самом факте продажи бизнеса способны нанести урон компании – сотрудники, клиенты, поставщики и партнеры могут отказаться от сотрудничества, опасаясь того, что с продажей проекта принятые ранее обязательства не будут исполнены. Это может негативным образом сказаться на показателях бизнеса, в том числе, снизить стоимость актива.
Защита информации при продаже бизнеса не менее важна для будущего владельца – компания теряет свою привлекательность для потенциальных покупателей, если конфиденциальные данные были разглашены третьим лицам, которые обратились к продавцу с запросом о предоставлении дополнительной информации.
Кроме того, не все покупатели действительно заинтересованы в приобретении вашего бизнеса. Применение мер предосторожности при разглашении информации поможет отсеять тех, кто изначально не планируют покупку, и позволит не тратить время впустую, а также обезопасит от использования конфиденциальных сведений недобросовестными покупателями.
Как сохранить конфиденциальность при продаже интернет-бизнеса?
1. Не раскрывайте всю информацию сразу
Размещая объявление о продаже интернет-бизнеса на специализированных площадках и онлайн-аукционах, сделайте его обезличенным - не стоит указывать в объявлении доменное имя сайта, свои персональные данные, корпоративную почту, содержащую название фирмы, или официальный телефон компании. Так вы избежите преждевременного раскрытия факта продажи бизнеса и связанных с этим негативных последствий.
Акцентируйте внимание на описании характеристик бизнеса – укажите сферу работы компании, бизнес-модель и сильные стороны проекта. Кроме того, целесообразно сразу сообщить цену, а также оборот и размер прибыли за последние 12 месяцев. Эта информация позволит покупателям составить общее представление о бизнесе и запросить дополнительные сведения в случае заинтересованности.
При публикации объявлений следует учитывать, что слишком подробное описание позволит раскрыть название компании и личность продавца даже в случае, если не указывать их напрямую, в особенности, если речь идет о нишевом бизнесе, функционирующем на узком сегменте рынка.
Во время телефонных переговоров с покупателями опишите бизнес в общих чертах, не стоит сразу сообщать все подробности. В свою очередь узнайте больше о личности продавца и его намерениях – занимался ли он бизнесом раньше, знаком ли со сферой работы компании и на какую сумму покупки рассчитывает.
2. Заключите соглашение о неразглашении (NDA)
Прежде чем сообщить потенциальным покупателям адрес сайта и детали работы стоит заключить NDA (Non-disclosure agreement) – соглашение о неразглашении конфиденциальной информации, содержащее положения об ответственности стороны за его нарушение. Это обезопасит вас от использования покупателем полученных данных о бизнесе.
В соглашении стоит указать, в каких случаях допускается разглашение информации – стоит сделать исключения из общего запрета на разглашение информации по запросу компетентного государственного органа, а также для некоторых категорий лиц, например, юристов или консультантов, которые будут участвовать в сопровождении сделки.
Часто потенциальные покупатели, которые обращаются с просьбой о получении дополнительной информации, в конечном счете не заключают сделку. Поэтому в NDA следует также предусмотреть обязанность уничтожить полученные копии документов в бумажном виде, а также данные на электронных носителях, включая переписку по электронной почте, без возможности восстановления.
Кроме того, в соглашении о неразглашении конфиденциальной информации необходимо указать срок его действия.
3. Передавайте информацию исходя из степени конфиденциальности
Предоставляя потенциальному покупателю доступ к информации, стоит руководствоваться степенью ее конфиденциальности и значимости для компании - самые ценные данные следует раскрывать в последнюю очередь.
Целесообразно разбить проверку бизнеса на этапы - в случае, если сделка не состоится, самые конфиденциальные аспекты проекта будут защищены.
4. Заключите предварительный договор купли-продажи бизнеса
Для принятия окончательного решения о приобретении интернет-бизнеса покупателю необходимо убедиться, что заявленная продавцом информация соответствуют действительности.
Чтобы обеспечить баланс интересов сторон целесообразно заключить предварительный договор, установив период, в течение которого покупатель получит доступ к детальной информации и документам для проверки. По условиям такого договора у покупателя возникает обязательство заключить основной договор купли-продажи бизнеса в случае подтверждения оговоренных сторонами обстоятельств.
При проверке интернет-бизнеса речь идет не о субъективной оценке компании, поэтому в качестве таких обстоятельств стоит указывать только измеримые и поддающиеся объективной проверке данные, например, размер ежемесячной прибыли.
Заключение предварительного договора позволит защитить конфиденциальные данные, касающиеся бизнеса, и подтвердить серьезность намерений покупателя.
Неотъемлемой частью такого предварительного договора является обязанность покупателя интернет-бизнеса внести задаток в обеспечение исполнения обязательств по заключению основного договора для минимизации рисков необоснованного отказа от покупки. В случае, если по результатам проверки заявленные продавцом данные не будут подтверждены, задаток подлежит возврату.
Лучше всего при заключении предварительного договора с условием о задатке прибегнуть к услугам профессионального посредника, который примет денежные средства на ответственное хранение и гарантирует интересы обеих сторон. Получить услуги по сопровождению сделки можно, например, в IT Бизнес Брокер.