Итак, вы вложили кучу времени и денег, чтобы создать прибыльный интернет-бизнес, а теперь решили его продать.
Чтобы максимально окупить вложения, стоит избегать пяти основных ошибок продавцов. В статье рассказываем, что за ошибки.
1. Неверная оценка стоимости интернет-бизнеса
С оценкой бизнеса есть две проблемы: недооценка и завышенная цена. Первая проблема приводит к недополучению прибыли, а вторая — к низкому спросу.
Как ни странно, но продавцы чаще завышают цену. Вложенные в проект силы и эмоциональная привязанность делают бизнес более ценным в глаза владельца. Но не в глазах покупателей.
Оценка стоимости бизнеса должна основываться на реальных показателях проекта:
- прибыльность;
- срок окупаемости;
- вовлеченность собственника в проект;
- дополнительные активы — зарегистрированный товарный знак, собственные технологии, товары, база подписчиков, покупателей и т.д.
Есть случаи, когда покупатели готовы заплатить больше рыночной стоимости IT-бизнеса. Так нередко поступают стратегические покупатели — инвесторы, которым покупка интернет-бизнеса помогает усилить собственную компанию.
Например, Фейсбук покупает Инстаграм, чтобы не тратить собственные ресурсы на конкуренцию.
Но такое бывает редко. Большая часть выставленных на продажу интернет-проектов не вызывают интерес у стратегических покупателей и продается по средней рыночной цене.
Чтобы не завышать цену, заполните нашу анкету. В ответ придет письмо от аналитика с минимальной и максимальной рыночной ценой вашего интернет-бизнеса. Это бесплатно.
2. Продажа в момент снижения прибыли
Некоторым продавцам кажется логичным продавать бизнес, когда прибыль идет на спад. Но это ошибка. Для покупателя спад прибыли — это риск и неопределенность.
Если интернет-бизнес в целом стабилен, но уже несколько лет показывает снижение прибыли, это одна ситуация. В такой случае у покупателя есть возможность спрогнозировать, как бизнес будет вести себя дальше. Некоторые инвесторы покупают проекты со снижающейся доходностью: потом они вкладывают свои силы в развитие и добиваются роста.
Но если произошел резкий спад за короткий период времени — это не лучший момент для продажи. В этом случае у покупателя нет возможности здраво оценить перспективы. Лучшая стратегия для продавца в период спада —понять, что привело к снижению прибыли, а лишь потом продавать.
Вот как можно избежать этой ошибки:
- не вносить серьезных изменений в течение полугода до продажи;
- дать время для стабилизации показателей, если спад всё же случился;
- найти причину спада и устранить ее, если возможно;
- продумать стратегию выхода из бизнеса.
3. Работа с ненадежным бизнес-брокером
У профессионального бизнес-брокера есть отработанная схема продажи, база покупателей, опыт и терпение. А у ненадежного или начинающего брокера — нет.
При выборе интернет-бизнес брокера обратите внимание:
- на отзывы его клиентов — посмотрите отзывы на сайте, в Фейсбуке. Чтобы проверить их правдивость, напишите автору отзыва в личку и попросите рассказать, как всё было;
- методику оценки IT-бизнеса, которую использует брокер;
- активности в соцсетях — чем активнее брокер, тем больше у него база покупателей.
Еще один момент — личность бизнес-брокера. Оцените, насколько вам комфортно общаться с человеком. Вряд ли профессионал станет хамить или проявлять агрессию.
4. Провальный план выхода из интернет-бизнеса
План выхода — это список ответов на вопрос «А что, если?». Такой план продавец готовит перед продажей. План помогает:
- повысить шансы масштабирования бизнеса;
- снизить влияние личности собственника на процессы;
- сделать отчетность прозрачной;
- устранить риски;
- продать бизнес по максимальной цене.
Также в плане — подготовка нужных документов, получение соглашений от сотрудников, поставщиков, партнеров и других заинтересованных сторон.
Вот что нужно сделать, чтобы план выхода не стал провальным:
- получить консультацию интернет-бизнес брокера по выходу из бизнеса;
- включать в план понятные и измеримые шаги;
- определить ключевые факторы, влияющие на стоимость бизнеса;
- быть гибким.
И главное - продолжайте управлять своим бизнесом, не пускайте все на самотек.
5. Нереалистичные ожидания
Некоторые владельцы интернет-бизнеса предполагают, что продажа займет две-три недели или меньше. И не потребует их участия. Это ошибка, которая может привести к снижению прибыли, эмоциональному выгоранию и истощению.
Продавцы в период продажи занимаются одновременно продолжают вести бизнес и продают его. Из-за этого страдает производительность. Поэтому мы советуем закладывать на продажу минимум 90-120 дней, с поправкой на размер и стоимость бизнеса.
Часть задачи по продаже можно переложить на бизнес-брокера. Это снизит нагрузку на собственника и защитит проект от убытков.