В статье говорим о развивающихся странах постсоветского пространства: России, Казахстане, Украине и Белоруссии
Есть немало стереотипов о дикости рынка и бизнеса в странах бывшего СССР. Этому способствуют отсутствие стабильности в законодательстве, высокий уровень коррупции и серые схемы. Но, когда мы говорим об интернет-бизнесе, дикость рынка становится преимуществом.
Низкие мультипликаторы
Ключевое преимущество покупки готового интернет-бизнеса в развивающихся странах — низкие мультипликаторы. Например, у информационного портала из России, с окупаемостью два года, мультипликатор — 12, у такого же по формату и сроку окупаемости портала из США мультипликатор — 24.
Для владельца интернет-бизнеса низкие мультипликаторы – совсем не преимущество, а вот для покупателя да.
Почему интернет-бизнес в развивающихся странах стоит дешево
Есть несколько причин, почему цена в странах бывшего СССР ниже, чем в Америке или Европе. Среди них: высокие налоги, отсутствие стабильности и угроза национализации частной собственности.
Высокие налоги
Например, в России бизнес платит государству:
- страховые взносы на сотрудников — 30% от зарплат;
- налог на добавленную стоимость — 20%;
- налог на прибыль — до 20%;
- налог на имущество компании — до 2,2% от кадастровой стоимости недвижимости;
- транспортный налог и это еще не всё. Есть дополнительные платежи для нефтедобывающих предприятий, вино-водочных заводов и игорных зон.
Из-за высоких платежей не только в России, но и в Казахстане, Белоруссии, Украине компании используют разные схемы ухода от налогов. Вот одна из схем: чтобы не платить взносы с зарплаты сотрудника, компания предлагает ему работать без трудового договора, а деньги отдает наличными.
Сырые законы для инвесторов
Развивающиеся страны обычно стремятся привлекать иностранные инвестиции. Но в странах постсоветского пространства всё сложно с распределением дивидендов акционерам. И законодательство не особо регулирует эту отрасль.
Проблема не только в отсутствии законов, но и в невыполнении тех правил, что уже есть. Из-за высокой коррупции, безнаказанности силовых структур и тесной связи правительства с некоторым бизнесом, отстаивать свои законные интересы через суды проблематично.
Угроза национализации частной собственности
Как-то раз государство уже забирало себе всю частную собственность населения, называлось коммунизм. У любого бизнесмена на постсоветском пространстве есть страх, что такое может повториться снова.
Еще один способ национализации — вынужденная сделка. Это когда владельцу бизнеса предлагают продать свое предприятие и он не может отказаться из-за угроз.
Новые законы
Каждый месяц принимаются новые законы, которые не всегда идут на пользу бизнесу. Например, повышение налога на добавленную стоимость с 18% до 20%.
В общем, вести бизнес в развивающихся странах тяжело. Но люди всё равно делают это, а потом устают и решаются на продажу. Спрос на готовый интернет-бизнес в этих странах невысокий и цена ниже.
Низкая цена и дикий рынок — шанс заработать
В некоторой степени интернет-бизнес в развивающихся странах выглядит непривлекательно, но это не так. Кроме низких мультипликаторов есть еще пять доводов.
Нет территориальных ограничений. Бизнес глобален, в особенности интернет-бизнес, поэтому неважно, где живет его владелец. Управлять делами можно из любой точки мира, а ездить в Россию или Казахстан необязательно.
Часть выручки владельцы уже получают в валюте. Некоторые бизнесы из стран бывшего СССР получают часть выручки в долларах и евро по двум причинам:
- нестабильность национальной валюты;
- работа с клиентами из Америки и Европы.
Это удобно для нового владельца — меньше рисков и комиссий за обмен валют.
Низкая конкуренция. Часть ниш свободна, а значит — есть шанс оставить конкурентов позади.
Сотрудники дешевле. Зарплатные ожидания IT-специалистов из Белоруссии и России в среднем в 1,5-2 раза ниже европейских и американских, что дает возможность сэкономить.
Новые рынки сбыта. Готовый интернет-бизнес в развивающихся странах — не только бизнес, сервис или сайт, но и новый рынок сбыта для товаров или услуг.