И на что обратить внимание при покупке
Домен или доменное имя сайта — это то слово или комбинация слов, букв, цифр, которые пользователи набирают, чтобы попасть на сайт. Например, rf.ru или itbb.ru, домены.рф — это домены.
Домены бывают разных уровней: первого — это домены без адреса сайта как такового, например .рф, .ru, .com. Домены первого уровня бывают трех видов:
- по странам — .рф, .ua, .kz;
- общие — .biz, .com, .net;
- новые зоны — .art, .auto, .guru.
Домены второго уровня — это привычные для пользователей адреса сайтов, например vk.com или itbb.ru, домены.рф. Ко второму уровню относятся имена сайтов, в конце которых стоит com, ru, рф или другая зона. Например, google.ru.
Третий уровень — это, например, blog.google.ru, а четвертый — best.blog.google.ru. В этой статье будем говорить только о доменах второго уровня в зонах рф и ru.
Как устроен российский рынок доменов
Рынок доменов состоит из двух сегментов: первичного и вторичного. Первичный рынок — это свободные, никем не зарегистрированные домены.
На вторичном рынке продают домены, которые уже были когда-то зарегистрированы другими компаниями, доменными инвесторами или частными лицами. Статистика такая: 50% доменов принадлежит доменным инвесторам.
«50% доменов принадлежит доменным инвесторам»
Рынок доменов регулирует Координационный центр национального домена сети интернет — это официальное название, но чаще координатора называют просто КЦ или координационный центр. КЦ следит за тем, чтобы домены .ru и .рф работали стабильно и без сбоев, проводит мероприятия и аккредитирует доменных регистраторов.
Сейчас в России 46 аккредитованных регистраторов. Регистраторы работают на первичном рынке — продают свободные домены, и иногда на вторичном — организуют магазины доменов и площадки для перепродажи. Но, чтобы организовать магазин доменов, необязательно быть регистратором или получать аккредитацию.
Сколько стоит свободный домен
Минимальная цена свободного домена — 150 рублей, а максимальная — 900 рублей. Пару лет назад цена была еще ниже — от 99 рублей.
Проверка свободного домена на сайте регистратора
Стоимость домена — это цена за первый год. Через год понадобится продлить домен и стоимость будет выше:
Стоимость продление домена от 899 рублей
Обычно регистраторы дают скидку, если покупать больше одного домена за раз, например, два или пять.
Эксперты считают, что найти премиум-домен среди свободных невероятно сложно. Шанс есть, но он ничтожен, потому что все красивые, звучные, коммерческие домены разобрали инвесторы еще в 2005 году.
Какие домены считаются премиум
Домены оценивают по 50 критериям, чтобы определить цену. Вот некоторые из них:
- домен второго уровня в зоне .ru или .рф;
- домен соотвествует общеупотребительному слову и он коммерческий. К примеру, домен вино.рф будет дороже, чем домен небо.рф;
- существительные дороже прилагательных;
- короткие домены в 2-3 знака стоят от двух миллионов рублей;
- сложные слова и фамилии дороже в зоне .рф, чем в .ru, например, счастье.рф дороже чем shastie.ru, с остальными словами наоборот;
- дата регистрация домена — чем старше домен, тем дороже;
- количество запросов по вордстату и объем трафика — чем больше, тем дороже;
- история — что было раньше размещено на домене;
- однословные дороже составных, но двухсловные еще бывают премиум, например, бизнес-центр.рф, а вот домены из трех слов практически ничего не стоят.
Еще о двухсловных доменах: около 65% экспертов считают, что лучше писать через тире, остальные — слитно. Но оптимально купить оба варианта, выбрать какой больше нравится и настроить редирект. Тогда пользователь точно не ошибется.
Особенно высоко оцениваются домены в виде общих слов или слов, описывающих услугу, продукт:
общие слова, например, art, bank, shop, electro. Чаще всего эти слова обозначают целую отрасль;
услуги или продукты — vodka, sportloto, remont, book.
«Домен vodka.ru за $3 000 000 купила компания «Русский стандарт» »
Точно не считается премиум:
- бессмысленные наборы букв, слова с опечатками;
- варианты из трех и более слов;
- домены третьего и четвертого уровней;
- адреса в новых доменных зонах.
Рынок премиум-доменов
Премиум-домены обычно продают в магазинах регистраторов или на специализированных площадках. Магазины доменов бывают нерегулируемые и регулируемые. В нерегулируемых продавцы выставляют цены самостоятельно, а домены не проходят проверку модератором.
Из-за отсутствия модерации и экспертной оценки, не представляющие ценности домены в нерегулируемых магазинах могут стоить миллионы и миллиарды рублей:
Так выглядят лоты в нерегулируемом магазине доменов: пользователи ставят цены самостоятельно
Или вот, пример: домен за 9 999 999 999 рублей:
Необосновано высокие цены вводят пользователей в заблуждений. Кажется, что обычные и премиальными доменами отличаются только ценой.
Совсем по-другому выглядит регулируемый магазин доменов. В таких магазинах лоты оценивают эксперты, основываясь на 50 критериях:
Все домены из списка магазина домены.рф — короткие слова с коммерческим потенциалом
Наш совет: покупать домены только в регулируемых магазинах, а перед покупкой проводить самостоятельный анализ или обращаться за оценкой к эксперту.
Как купить лучший домен
Есть два варианта, как купить домен: зарегистрировать свободный или купить на вторичном рынке. Если бюджет меньше 30 000 рублей, лучше придумать и зарегистрировать свой домен. С большим бюджетом есть шанс купить премиум-домен на вторичном рынке.
С доменом на вторичном рынке правило довольно простое: обратиться к доменному брокеру и четко назвать бюджет. Брокера советуем выбирать по рекомендации.
Свободные домены обычно дешевле, но их создание требует больше времени и креативности. Первый шаг — придумать слово или фразу для домена. А затем проверить слово в сервисах поисковых систем: Вордстате и Гугл-трендс. Эти сервисы помогают определить, есть ли у пользователей интерес к слову, которое будет в основе. Здесь же сравнивают варианты, чтобы определить, какой популярней.
Следующий шаг — проверить, свободен ли домен. Чтобы проверить, заходим на сайт продавца и вводим адрес будущего сайта. Среди результатов будут свободные домены по разным ценам и занятые.
Регистраторы часто предлагают схожие по написанию и звучанию адреса, если нужный занят. Чтобы определиться, используйте три подсказки:
- выбирайте тот, что короче;
- тестируйте методом «радио», о котором мы говорим ниже;
- отбросьте варианты с опечатками, цифрами и символами.
Лучшие домены чаще всего отличаются простотой написания, запоминаемостью и звучностью. Есть метод проверки: представьте, что адрес сайта произносят по радио и ответьте на три вопроса:
- Сможет ли слушатель написать адрес без ошибок после радио эфира?
- Запомнит ли он его с первого раза?
- Есть ли риск опечаток?
Чем больше неоднозначных элементов: подчеркиваний, дефисов и тире, цифр вместо букв, например 2 вместо two, тем сложнее воспринимать на слух.