Гайд по бизнесу на мобильных приложениях (SaaS)

Ко всем публикациям
статьи продавцам и покупателям
30 октября 2019 Анастасия Хвостова

Бизнес-модель SaaS: особенности, монетизация, маркетинг

Гайд по бизнесу на мобильных приложениях (SaaS)

Разработка мобильных приложений на базе iOS и Android набирает все большую популярность среди начинающих предпринимателей. При этом таких проектов на рынке очень много и не всегда их легко классифицировать. А это важно, если вы решили начать бизнес в данной сфере. Чтобы разобраться в проблеме, мы начинаем серию статей об особенностях разработки мобильных приложений по разным бизнес-моделям. И первым для разбора мы взяли SaaS. 

SaaS - бизнес-модель, в рамках которой программное обеспечение предоставляется в формате веб-сервиса или приложения на основе подписки.

Чем отличаются приложения SaaS

Мы начали обзор разработки мобильных приложений (iOS и Android), работающих по модели SaaS, потому что она имеет несколько важных преимуществ: 

  • Монетизация происходит через подписку. То есть каждый приведенный клиент будет платить еще много лет. 
  • Рост популярности у пользователей. Связано с тем, что по сравнению с коробочным ПО, SaaS-приложения быстрее внедряются и не требуют дополнительных затрат на покупку оборудования (компьютеры, мониторы и пр.). 
  • Легко масштабируется. 

Подробнее о бизнес-модели SaaS можно прочитать здесь

Примеры: 

  • FineScanner - сканер документов. 
  • PicsArt - приложение для монтажа фото и видео. 
  • AmoCRM (приложение) - система управления взаимоотношениями с клиентами. 
  • Paymaster - приложения для учета и контроля расходов и доходов. 
  • Skyeng - приложение для изучения английского языка. 

О чем нужно помнить при разработке

Чтобы мобильное SaaS-приложение было популярным и приносило прибыль, оно должно обладать полезными функциями, которые максимально облегчают жизнь и работу пользователя. Поэтому при разработке таких проектов учитывается: 

  • Доступность. Сервис всегда должен быть доступен для работы. В том числе и в автономном режиме, то есть без подключения к Интернету. 
  • Польза. Люди будут платить только за полезный сервис. Поэтому постоянно совершенствуйте продукт, вводите новые инструменты. Процесс улучшения SaaS никогда не заканчивается, если вы хотите получать прибыль. 
  • Обратная связь. Этот пункт тесно связан с предыдущим. Большинство доработок SaaS-приложений вызвано пожеланиями клиентов. Особенно важно прислушиваться к мнению подписчиков на этапе запуска и первого года работы. Поэтому заранее продумайте, как собирать обратную связь и общаться с клиентами. 

Маркетинг

Итак, приложение создано, теперь пора приступить к продвижению. Вот на что стоит обратить внимание. 

  • Часто у SaaS-проектов есть краткий бесплатный период, когда клиент знакомится с функционалом сервиса. За это время пользователь решает, станет ли он вашим подписчиком или уйдет к конкурентам. Поэтому никогда не ограничивайте функционал приложения для бесплатного периода. Клиент должен увидеть все достоинства проекта. 
  • Проявляйте заботу о подписчиках. Привлечь нового клиента в пять раз дороже, чем сохранить старого. Поэтому постоянно собирайте обратную связь и следите за отзывами. Выясняйте какие функции наиболее востребованы, что не нравится или кажется недоработанным. SaaS-бизнес существует, пока вы слышите своих клиентов. 
  • Полезные инструменты за дополнительную плату. Многие SaaS-сервисы предлагают несколько видов подписок, которые отливаются по стоимости и доступу к инструментам. Вы удивитесь, как много подписчиков готовы платить больше за действительно удобные вещи. 

Особенность SaaS в том, что уже существующая клиентская база остается в воронке продаж. И вы можете как потерять этих клиентов, так и получит от их больше денег, наращивая ценность продукта.

Монетизация

Мобильные приложения SaaS (iOS и Android) монетизируются через разные виды подписок, их еще называют пакетами услуг. Они отличаются по стоимости и функционалу. 

Существует множество переменных, по которым вы можете разделить подписку на виды. Самые популярные из них: 

  • Количество пользователей. Особенно актуально для B2B рынка. 
  • Доступ к премиум-функциям. 
  • Количество потребляемых ресурсов. Обычно используется для облачных сервисов. 

Выбирать цену подписки надо аккуратно, оглядываясь на конкурентов, целевую аудиторию и ценность продукта. Но помните, что для молодой SaaS-компании важно как можно скорее выйти на окупаемость. 

Самое важное в SaaS-приложении

Как ни странно, но главным в SaaS является не функционал, а бесперебойная работа. Ваши клиенты должны всегда иметь возможность зайти в приложение. 

Потеря доступа даже на несколько минут станет для вашей репутации серьезным ударом. И для ее восстановления потребуются большие затраты на пиар. Если подобные сбои будут происходить часто, ваш продукт вряд ли выживет. Поэтому продумывайте бесперебойную работу сервиса еще на стадии разработки. 

SaaS-приложение - это отличный вариант для предпринимателей, которые хотят изучить бизнес, ориентированный на функциональность. Однако проект потребует много времени, постоянной работы над усовершенствованиями и отслеживания результатов. Если такая бизнес-модель вам по душе, то загляните в наш каталог готовых SaaS-бизнесов.