5 критериев ценности интернет-бизнеса с точки зрения инвестора
Одно дело, когда владелец изначально покупал бизнес, планируя продать в будущем — тогда есть стратегия роста, развития проекта и план окупаемости инвестиций. Другой разговор, если проект создавался с нуля и для себя, а потом появилась мысль продать. В любом случае владельцы интернет-бизнеса периодически оценивают, сколько стоят компании. Их легко понять: вложив душу, время и все свободные деньги в проект, они хотят знать, сколько денег принесет продажа компании.
Но проблема в критериях оценки: нередко владельцы учитывают свои эмоции, вложенные силы и любовь к проекту вместо фактической и потенциальной прибыли. Любовь и эмоции — не твердая валюта. Чтобы понять, сколько стоит интернет-бизнес, думайте не как владелец, а как покупатель. Вот пять пунктов, по которым покупатели обычно оценивают проекты.
1. Команда проекта
Скорее всего, владелец покинет проект после сделки, а вот команда разработчиков, менеджеров по продажам или контенту останется. С точки зрения покупателя, есть два важных момента:
- придется ли искать новых сотрудников;
- насколько хорошо работает существующая команда проекта.
Покупатель оценивает команду на способность самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность и приносить пользу клиентам бизнеса. Не менее важна лояльность интернет-бизнесу, а не его владельцу. Попробуйте оценить команду глазами покупателя или обсудить эти вопросы в честном разговоре. Узнайте, планируют ли сотрудники уйти вслед за вами, если вы решите продать онлайн-бизнес.
Чтобы повысить стоимость проекта, отправьте сотрудников на курсы, наймите опытных разработчиков и избавьтесь от ненужных кадров.
2. Уникальность
Уникальность — это то, чем интернет-бизнес отличается от других проектов. Для покупателя важно, есть ли еще такие же проекты на рынке, отличающиеся от вашего лишь доменом, много ли их. Покупатель оценивает уникальность, чтобы понять, насколько сильна конкуренция в нише. Заинтересовать покупателя обычным проектом, ничем не отличающимся от сотни других, сложно.
Оригинальная идея, узкая ниша, отсутствие конкуренции и уникальные технические решения — вот что повышает ценность интернет-бизнеса в глазах покупателей.
3. Клиентская база
Для покупателя важно, есть ли у проекта наработанная клиентская база, каков ее размер и качество. Если интернет-бизнес работает с 1-2 крупными компаниями или только с промышленными дизайнерами из Уссурийска — дела плохи. Когда клиентов мало или аудитория слишком узкая, есть риск, что в какой-то момент их вообще не станет.
Покупателя скорее всего привлечет:
- большое количество действующих и потенциальных клиентов;
- уже собранная база — подписчики email-рассылки, постоянные читатели блога компании или клиенты на абонентском обслуживании;
- дифференцированная клиентская база — это значит, что клиенты проекта разные и, если с одной категорией что-то случится, то другая продолжит покупать.
Привлекайте новых клиентов, повышайте лояльность и собирайте контакты, чтобы повысить ценность проекта для будущего покупателя.
4. Прибыль интернет-бизнеса: прогнозы и факты
Потенциальных покупателей не интересует, что вы будете делать для развития интернет-проекта в ближайшие пять лет. Их волнуют два показателя:
- факт — текущая прибыль;
- прогноз — потенциальная прибыль.
Важно, чтобы прогнозы основывались на реальных и управляемых показателях. Управляемые — значит те, на которые компания может влиять. Например, расширение ассортимента — управляемый показатель, а принятие нового закона в сфере электронной коммерции — нет.
Еще один весомый аргумент: фактическая прибыль растет. Например, каждый месяц увеличивается на 5%.
5. Реалистичная оценка
Владельцу оценка онлайн-бизнеса кажется сложной: хочется учитывать все активы, оборудование, кадровый потенциал и налаженные связи с партнерами. Но для покупателя главный показатель — прибыль.
Покупатель готов заплатить ровно столько, сколько стоит онлайн-бизнес на основе финансовых показателей. Если эта сумма кажется вам несправедливой, что ж, значит нужно сделать всё и увеличить прибыль.
Чтобы получить реалистичную оценку онлайн-бизнеса и увидеть зоны роста, проанализируйте компанию вместе с бизнес-брокером. Например, начните с анкеты оценки стоимости проекта.