Строгий расчет или бизнес-чутье?
По статистике, 80% политиков и бизнесменов принимают решения, прислушиваясь к собственной интуиции. Иррациональная часть сознания, которая, казалось бы, вредит бизнесу, помогает добиваться успеха. Яркое тому подтверждение — истории Билла Гейтса, Стива Джобса, Ричарда Бренсона и других деловых лидеров. В интервью и книгах они не раз утверждали, что не смогли бы достичь высот, если бы игнорировали внутренний голос.
Примеры удачных интуитивных решений встречаются и на российском рынке. В 1999 году предприниматель Андрей Коркунов планировал открыть фабрику, выпускающую элитный шоколад. Из-за кризиса, случившегося годом ранее, итальянский партнер Коркунова решил выйти из дела. По его мнению, открывать подобное предприятие в тяжелых экономических условиях было бы нерентабельно.
Но Коркунов решил рискнуть и запустил проект. Бизнес-чутье не подвело предпринимателя — новый бренд прижился на российском рынке и привлек внимание иностранных инвесторов. Недавно компания Wrigley выкупила 80% акций Коркунова за 300 млн долларов. Догадывался ли предприниматель об успешном исходе дела?
Как принимаются интуитивные решения при покупке бизнеса?
Люди ленятся и не хотят решать сложные задачи, требующие внимательного изучения. Намного проще прислушаться к внутреннему чутью — дать мозгу выудить из памяти ситуацию со схожими чертами и воспользоваться готовой моделью поведения. Такой способ решения проблем работает, но не всегда.
Интуитивные решения зачастую принимаются бизнесменами при нехватке данных для анализа. Но внутренний порыв — первый шаг. За ним должна следовать рациональная оценка ситуации.
Яркий пример — покупка 50% за вычетом одной акции газеты «Жизнь» Борисом Федоровым. Газета «Коммерсантъ» на своем сайте поделилась информацией о том, как предприниматель принимал решение об инвестициях в издание.
По словам Федорова, мысль о покупке газеты «Жизнь» впервые возникла, когда он случайно услышал разговор женщины с продавцом из киоска. Женщина не успела приобрести свежий номер газеты и начала возмущаться: «Какая же у меня жизнь без "Жизни"!». Федоров заинтересовался изданием и приобрел бизнес.
Решение не было исключительно интуитивным. Федоров досконально изучил сильные и слабые места проекта. На первый взгляд, дело казалось чрезвычайно рискованным, а оценка рентабельности строилась только на догадках и предположениях.
Окончательное решение было принято тогда, когда бизнесмен абстрагировался от цифр и сконцентрировался на собственных ощущениях. Федоров согласился на сделку, когда понял, что не чувствует никакого подвоха. Время доказало, что интуитивное решение было правильным — «Жизнь» обогнала по тиражу «Комсомольскую правду», а стоимость газеты достигла отметки в 100 млн долларов.
Какие ошибки совершают бизнесмены, доверяя интуиции?
Полагаться только на интуицию опасно. Это доказали Даниэль Канеман и Амос Тверски на одном из иерусалимских математических конгрессов. Ученые провели тестирование, во время которого их коллеги решали задачи, давая ответы не задумываясь, интуитивно. Большинство специалистов допускало простейшие ошибки.
Опираться на интуицию стоит в том случае, если вы хотите вывести на рынок инновационный продукт или внедрить принципиально новую систему управления. Иными словами, когда опираться больше не на что.
Внутреннее чутье мешает оценить рентабельность бизнеса и целесообразность инвестиций. Чаще всего бизнесмены, принимающие интуитивные решения, допускают три типичные ошибки.
Ошибка №1: переоценка собственного чутья
Особенно часто бизнесмены рассчитывают на интуицию при создании новых бизнесов. Яркий пример — основатель всемирно известной компании McDonald's Рэй Крок. До создания многомиллиардной корпорации предприниматель пытался продавать бумажные стаканчики, миксеры, придумывать рецепты коктейлей. Каждое новое увлечение казалось Кроку гарантированно прибыльным, но каждый раз бизнесмен терпел неудачи. В конце концов чутье сработало, но перед этим Крок успел влезть в долги, оказавшись на грани банкротства.
Ошибка №2: игнорирование цифр
Следование внутреннему чутью способно затмить тревожные факторы, свидетельствующие о нецелесообразности вложений. Например, вы можете не заметить управленческие ошибки нынешнего собственника бизнеса (если речь идет о покупке готового бизнеса). Интуитивное и быстро принятое решение способно привести к быстрому банкротству.
В идеале страховкой от разорения станет процедура due diligence, которая помогает выявить все проблемные места предприятия. Однако предприниматели, которые руководствуются собственным чутьем, нередко игнорируют подобную проверку и сильно рискуют.
Ошибка №3: ориентация исключительно на прибыльность проекта
Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни. Бизнесмены редко прислушиваются к этим словам великого китайского мыслителя Конфуция при выборе и покупке готового бизнеса. Зачастую предприниматели учитывают только окупаемость предприятия. Такой подход оборачивается серьезными временными и финансовыми вложениями. При отсутствии эмоциональной вовлеченности приходится постоянно заставлять себя разбираться в тонкостях незнакомой сферы деятельности.
Если у вас есть успешный опыт монетизации информационных сайтов, но знакомые рекомендуют попробовать себя в e-commerce, аргументируя это высокой доходностью, не стоит бросаться в омут с головой. Прислушайтесь к собственным ощущениям и задайте себе вопросы: «Привлекают ли меня интернет-продажи? Готов ли я посвятить такому бизнесу 3, 5 или 10 лет?»
Стоит ли новичкам покупать готовый бизнес, следуя интуиции?
Руководствоваться интуицией при покупке готового бизнеса стоит в том случае, если у вас уже есть опыт в стратегическом управлении. Благодаря накопленным знаниям, вы сможете спрогнозировать рентабельность проекта и отказаться от невыгодных предложений.
Внутреннее чутье сложно назвать даром — это, скорее, умение прислушиваться к собственному опыту, способность анализировать жизненные ситуации.
Игнорировать логику и анализ, опираясь только на интуицию, не стоит. За внутренним чутьем всегда следует рациональный выбор. Поэтому, если интуиция упорно твердит о том, что деньги инвестировать стоит, необходимо найти в себе силы и задать вопрос: «Стоп, а почему я думаю именно так?»
Зачастую такой вопрос производит эффект холодного душа — включается мозг, и вы замечаете детали, которые заставляют трижды подумать, прежде чем инвестировать в проект.