Пошаговая инструкция
Покупка интернет-магазина – рискованное предприятие, особенно для тех, кто никогда не занимался онлайн-бизнесом. Чтобы помочь минимизировать риски и найти выгодное предложение, мы подготовили подробную инструкцию по покупке интернет-магазина.
Какой бизнес вам нужен?
Вы хотите купить интернет-магазин, но это лишь верхушка айсберга. Интернет-магазины могут быть разные. Поэтому прежде чем приступать к поиску, поймите, какой вариант вам нужен. Для этого ответьте на следующие вопросы:
- Где должен находиться интернет-магазин? В отличие от других типов IT-бизнеса, этот чаще всего привязан к конкретной точке на карте. У такого интернет-магазина есть склад, договоры с поставщиками, курьеры и пр. Вы, конечно, можете управлять компанией удаленно, делегировав обязанности персоналу, но время от времени посещать склад все же придется. Если вы не готовы к этому, выбирайте бизнес по системе дропшиппинг.
- Локальный или глобальный рынок? Интернет-магазины редко выходят на мировые рынки, поэтому, скорее всего, придется работать с местными покупателями. Однако и здесь существуют нюансы. Интернет-магазин может доставлять товары по всей стране, а может ограничиваться только одной областью. Так что заранее решите, какой вариант вам нужен.
- Тематика бизнеса. Лучше выбрать близкую вам сферу. Чем интереснее для вас будет бизнес, тем дольше вы сохраните желание его развивать и избежите переутомления и выгорания.
- Сколько времени вы можете уделять работе?
- Определите свои сильные и слабые стороны. Например, если вы хорошо разбираетесь в маркетинге, то смело покупайте интернет-магазин, требующий развития в этом направлении. А если у вас сложности с подбором кадров, то выбирайте вариант с хорошо сработанной командой специалистов, готовой продолжать сотрудничество с новым владельцем.
- Зачем вам интернет-магазин? Да, бизнес покупают не только для того, чтобы он приносил доход. Часто интернет-магазины покупают владельцы схожего офлайн-бизнеса, у которых нет раскрученного сайта. Еще вариант – приобрести конкурент с большой клиентской базой. Также магазин, как и любой другой IT-бизнес, покупают для раскрутки и дальнейшей перепродажи.
Где купить интернет-магазин?
Итак, решение принято, с целями вы определились. Теперь пора искать подходящий вариант. Давайте разберем, где продают и покупают IT-бизнесы.
- Онлайн-аукционы. Дают возможность купли-продажи без посредников. Выставляются только недорогие проекты и очень много мошенников.
- Доски объявлений. Можно найти все типы IT-бизнесов различной стоимости. Но достоверность предоставляемой продавцом информации никто не проверяет. Поэтому нарваться на мошенников очень легко.
- Напрямую, обратившись к владельцам. Вы можете выбрать несколько десятков подходящих интернет-магазинов и разослать их владельцам письма с предложением продажи. Не самый эффективный способ, но можно использовать как один из вариантов поиска.
- Через бизнес-брокера. Самый простой и надежный способ. Основной плюс этого варианта заключается в том, что вам не придется самому искать интернет-магазин, проверять бизнес и оформлять документы. Если такой вариант кажется вам подходящим, то загляните в каталог бизнесов IT Бизнес Брокер. Здесь вы найдете только проверенные и перспективные проекты.
Как правильно оценить бизнес?
На оценку интернет-магазина влияют:
- Клиентская база.
- Количество заказов в месяц.
- Количество заключенных договоров с поставщиками.
- Скорость доставки.
- Чистая прибыль.
- Время работы.
- Перспективы роста.
Если вы новичок в IT-бизнесе, то с вопросом оценки лучше проконсультироваться со специалистом. Например, на сайте IT Бизнес Брокер можно бесплатно оценить любой бизнес.
Также следует учитывать, что на стоимость будет влиять рыночная ситуация. Если кто-то недавно продал похожий бизнес, это повлияет на оценку вашего проекта.
Не забывайте и о том, что продавцы часто завышают цену, поэтому никогда не пренебрегайте возможностью поторговаться.
Проверка интернет-бизнеса
Самое важное в покупке любого бизнеса – удостовериться в правдивости информации, предоставленной владельцем. В первую очередь нужно подтвердить прибыль бизнеса за последний год. Для этого у продавца запрашивается управленческая отчетность и документы, подтверждающие указанные в ней операции. Это могут быть товарные накладные, выписки с банковских счетов, налоговые декларации и пр.
Затем проверку проходят:
- Домен. Проверьте, обладает ли продавец всеми правами на него. Также уточните возраст домена и какие сайты были на нем размещены.
- Контент. Все права на контент должны быть документально подтверждены. Сам контент должен быть уникальным и качественным.
- Трафик. Проверяйте источники трафика. Следите, чтобы не было накруток. Часто продавцы завышают показатели трафика. Поэтому нужно самостоятельно проверить данные через Яндекс.Метрика или Google Analytics. Для этого запрашиваем логины и пароли у продавца.
Проверьте клиентскую базу интернет-магазина, изучите отзывы. Убедитесь, что бизнес не работает с одним-двумя заказчиками-приятелями, которые исчезнут после смены владельца. Уточните, готовы ли поставщики и сотрудники продолжить работу с новым владельцем. Подумайте о том, как можно увеличить доход бизнеса.
Если вам нужно грамотное сопровождение сделки купли-продажи IT-бизнеса, то обращайтесь в IT Бизнес Брокер.
Изучите работу интернет-магазина
Попросите бывшего владельца подробно расписать всю работу магазина и действия сотрудников. Для этого отлично подойдет составление небольших сценариев. Например, сценарий продажи. В нем подробно описывают действия персонала с момента получения заказа до отгрузки товара. Также не забывайте о проведении рекламных кампаний, обновлении каталога, размещении контента на сайте и в соц.сетях. У вас должно быть четкое представление о том, чем занимается каждый из сотрудников, откуда получает информацию, кому подчиняется и за что отвечает.
Еще вы должны понимать, какая роль отводится во всех этих процессах лично вам. Хороший интернет-магазин при необходимости должен продолжать работать и без непосредственного участия его владельца.
Проведите переговоры
Если вы не очень хорошо разбираетесь в IT-бизнесе, то лучше заранее подготовиться к разговору. Например, изучить сленг, разобраться в теме. Эти знания пригодятся не только во время переговоров, но в дальнейшей работе.
Обсуждение сделки начинается с цены. Как отмечалось выше, покупатель иногда сознательно завышает цену, так как предполагает торг. Поэтому надо узнать заранее примерную стоимость проекта.
Обязательно обговорите, будет ли нынешний владелец помогать вам первые несколько месяцев после продажи. Обсудите частоту встреч, формат (Skype, WhatsApp, личные встречи), длительность обучения. Также обговорите возможность заключения соглашения о неконкуренции. То есть продавец пообещает не заниматься подобным бизнесом в течение нескольких лет после продажи.
Оговорите условия оплаты. Обычно покупатель вносит задаток и получает некоторое время на проверку нового бизнеса. Если финансовая информация, предоставленная продавцом, подтверждается, то покупатель переводит оставшуюся сумму. Если проверка выявляет мошенничество, задаток возвращается в полном объеме.
Переоформление аккаунтов
В работе интернет-магазина используется огромное количество сервисов и приложений. И ко всем этим площадкам вам понадобится не просто доступ, а права администратора.
Особое внимание уделите передаче прав на владение доменным именем. Недостаточно будет получить логин и пароль от личного кабинета. Если есть возможность, то вы приезжаете с продавцом в офис компании и пишите заявление о передаче прав. Или можно воспользоваться услугой удаленной передачи домена, если такая предоставляется регистратором.
Развивайте бизнес
После покупки интернет-магазина изучите его работу, прежде чем начинать улучшения. Обязательно проанализируйте работу с клиентами и саму целевую аудиторию. Поймите, чего хотят покупатели. После этого будет легче определить, какие изменения помогут увеличить доход.
Затем займитесь воронкой продаж. Насколько она эффективна и можно ли ее улучшить? Подробно о том, как оптимизировать воронку продаж, мы уже писали.
Не бойтесь экспериментировать. Но прежде чем проводить большие изменения не забывайте проверять насколько эффективны ваши гипотезы. Стратегия «ввязаться в бой, а там посмотрим» не лучшая для бизнеса. В этой сфере надо иметь план действий и конкретные цели.
Как купить свой первый интернет-магазин?
Точно также, как второй, третий и четвертый. Схема, на самом деле, одна и та же. Вопрос в вашей подготовленности. Давайте разберем, какие качества необходимы для управления IT-бизнесом.
Психологическая готовность. Если вы никогда не были начальником или управленцем, спросите себя, готовы ли вы к этой роли. Принятие важных решений, ответственность за результат и многое друге ляжет на ваши плечи.
Знания. Вам понадобятся определенные знания о бизнесе. Если их нет, не проблема. Посещайте, тематические вебинары, читайте книги, общайтесь с успешными предпринимателями. Это не так сложно, как кажется.
Планирование. У вас всегда должен быть план действий. Все, что вы сделаете до и после покупки интернет-магазина, должно быть направлено на достижение конкретной цели. Обосновывайте любое свое решение.
А еще, чтобы купить интернет-магазин, нужно действовать. Вы можете перечитать десятки книг, обдумывать стратегию несколько лет, но так и не купить IT-бизнес. Так что не затягивайте с принятием решения.